Группа американских ученых из Алабамского университета и других научных учреждений выяснила, что вокализации младенцев в первый год их жизни важны для дальнейшего развития речи. Исследование опубликовано в научном журнале PLOS One.
Ранее считалось, что детский лепет представляет собой набор случайных звуков.
В новой работе команда проанализировала 1154 записи вокализаций 130 младенцев, собранные в течение целого дня. Исследователи обнаружили, что издаваемые детьми звуки часто происходят кластерами, что указывает на организованный процесс развития речевых способностей.
Исследователи сосредоточились на «протофонах» — ключевых звуках, включавших нелингвистические вокализации детей в первый год их жизни.
Эти протофоны были разделены на три основных типа: вокаты (звуки, похожие на гласные), визги (высокие звуки) и рычание (низкие или резкие звуки).
Оказалось, что примерно 40% записей младенцев показывали значительную кластеризацию визгов или рычаний. То есть, дети издавали эти звуки заметными вспышками, а не распределяли их равномерно в течение дня.
Исследование также показало, что кластеризация происходила независимо от того, активно ли взрослые взаимодействовали с ребенком. Это говорит, что младенцы практикуют вокализацию самостоятельно, участвуя в том, что ученые назвали «вокальной игрой».
Такая игра может служить формой исследования, позволяя младенцам экспериментировать и совершенствовать свою способность контролировать свой голос.
Самые высокие показатели кластеризации, особенно для визгов, наблюдались при достижении ребенком возраста 5 месяцев. С другой стороны, рычание показало более последовательную кластеризацию во всех возрастах.
По словам авторов открытия, исследование может способствовать выявлению ранних маркеров различных коммуникативных расстройств, включая аутизм.
Ранее ученые выяснили, как совместный сон с родителями влияет на психику детей.