Ученые из Городского университета Нью-Йорка обнаружили парадокс: люди с большей вероятностью жертвуют деньги людям, одетым в деловой костюм, а не в футболку и джинсы. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.
Ученые провели социальный эксперимент на оживленных улицах Нью-Йорка и Чикаго. Один и тот же человек пытался собрать деньги для помощи бездомным, держа при этом табличку с надписью: «По меньшей мере 1700 чикагцев спали на улицах в январе 2011 года. Еще не холодно, но приближается зима. Любое пожертвование поможет. Спасибо». В первом случае он был одет в футболку и джинсы, во втором — в деловой костюм и с уложенными волосами.
Пешеходы с большей вероятностью жертвовали деньги бездомным человеку в деловом костюме — он собрал в два раза большую сумму, 54 доллара за три часа.
Авторы новой работы считают, что люди могут неосознанно увековечивать экономическое неравенство, жертвуя тем, у кого и так больше денег. Ученые признают ограничения своего эксперимента: они не опрашивали прохожих о том, почему они пожертвовали конкретному человеку, поэтому могут делать лишь предположения. Возможно, человеку в костюме больше доверяли или на автомате думали, что он собирает деньги на благотворительность, а человек в футболке — для себя.
Ранее исследования показали, что признаки бедности могут на самом деле вызывать более низкий уровень теплоты и сочувствия к другим, что еще больше способствует отчуждению и дегуманизации. Некоторые эксперименты, проведенные в 1970-х годах, показали, что люди с более высоким статусом часто получают больше помощи, финансовой или иной, чем люди с более низким статусом.