Ученые выяснили, что страх смерти лишает людей выгодных финансовых вложений. Исследование опубликовано в Journal of Consumer Psychology.
На протяжении десятилетий экономисты пытались разгадать «паззл аннуитета»: почему американцы не приобретают аннуитет, чтобы обеспечить себе безбедную старость. Аннуитет, или пожизненная рента, дает возможность получать регулярные выплаты в пенсионном возрасте. Ученые из Бостонского колледжа в Массачусетсе обнаружили, что непопулярность аннуитета связана с необходимостью размышлять о своей смерти, чтобы рассчитать размер платежа.
Ученые провели несколько экспериментов, в которых участвовало 748 взрослых людей. Добровольцев разделили на две группы, одной из которых предложили положить деньги на индивидуальный пенсионный счет, а другой — инвестировать в аннуитет. В первом случае только 1% респондентов задумались о смерти, во втором — 40%.
В другом эксперименте одну группу респондентов попросили написать эссе об их предполагаемой смерти, другую — о том, как они испытывали зубную боль. Затем обеим группам предложили воспользоваться аннуитетом. Люди, писавшие о смерти, в два раза реже соглашались на это предложение.
Затем респондентам раздали брошюры о пожизненной ренте. Однако описана она была по-разному: в одной платежи обещали выплачивать «каждый год до самой смерти», а в другой — «каждый год вашей жизни». Люди чаще выбирали аннуитет, когда им не напоминали о смерти.
По мнению авторов, разгадка «паззла аннуитета» заключается в том, что люди неосознанно защищают себя от мыслей о смерти. Ученые отмечают, что страх умереть может также влиять на решения по страхованию жизни или составлению завещания.