На примере крыс удалось точно обнаружить, какие нервные клетки отвечают за склонность к риску у животных. Исследование было опубликовано в журнале Nature.
В ходе эксперимента ученые внедряли оптическое волокно в центры удовольствия, находящиеся в головном мозге крыс, и наблюдали за активностью определенных нервных клеток в процессе принятия грызунами решений. Перед подопытными стояла задача выбрать один из двух рычагов, при нажатии на которые поступала сладкая вода. При нажатии на один рычаг крысы гарантированно получали одинаковое количество сладкой воды, в то время как при нажатии на второй рычаг количество подаваемой сладкой воды было значительно меньше в большинстве случаев, но изредка подавалась большая доза.
Для объяснения результатов эксперимента требовалось сначала разъяснить процессы, происходящие в головном мозге. Существует так называемая система вознаграждения или система внутреннего подкрепления — совокупность структур нервной системы, напрямую регулирующая закрепление поведения. Ее ключевой чертой является нервный проводящий путь между одной частью среднего мозга (вентральной областью покрышки) к другой структуре в лобной доле — центру удовольствий. Нервные клетки в этом пути могут выделять особый гормон — дофамин, который связывается с определенными рецепторами, находящимся на поверхности нервных клеток. Эти рецепторы в основном бывают двух видов: DR-1 и DR-2.
Исследование показало, что, во-первых, две трети крыс хотели получать всегда одинаковое количество воды, в то время как треть была готова рисковать и изредка лакомиться большим количеством сладости. Во-вторых, ученые выявили, что у не склонных к риску крыс активность рецепторов DR-2 значительно повышалась. Более того, с помощью стимуляции дофаминовых рецепторов ученые могли снизить склонность к риску у второй категории крыс.
В будущем это поможет предсказывать влияние некоторых лекарственных препаратов на склонность людей к риску. Например, лекарство от болезни Паркинсона прамипексол приводит к проблемам с азартными играми у людей, принимающих его, поскольку он действует на DR-2.