Ученые обнаружили, что воспитание хоть и меняет интеллект ребенка, но не навсегда. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Intelligence.
Принято считать, что умственные способности человека формируются под воздействием двух факторов: генетики и воспитания. Однако остается спорным, какой из них играет главную роль. Психолог Джон Процко из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре исследовал, как влияет окружающая среда на детский интеллект.
Процко выяснил, что внешние воздействия хоть и повышали интеллект детей, однако это было временно. Когда воздействия прекращались, то эффект от них постепенно уменьшался. Это явление назвали «эффектом затухания».
В основе исследования была программа по реабилитации детей, родившихся с низким весом. Процко изучил результаты этой программы, в которой приняло участие 985 детей. В течение первых трех лет жизни этих детей им оказывали интенсивную помощь, развивали их умственные способности, чтобы сгладить последствия того, что они родились с маленьким весом.
В возрасте 3, 5 и 8 лет дети проходили тесты на интеллект. Выяснилось, что после трех лет интенсивных занятий с детьми их интеллект был действительно высоким. Однако в возрасте 5 и 8 лет, когда занятия прекратились, этот эффект сошел на нет.
Из этого исследования можно сделать и другой вывод: не обязательно ребенок с высокими интеллектуальными способностями в одном возрасте будет таким же умным, став старше. Психолог планирует провести аналогичное исследование на взрослых.