Канадские ученые выяснили, что люди, восприимчивые к псевдоинтеллектуальной информации, менее сообразительны и склонны верить в теории заговоров, паранормальные явления и альтернативную медицину, передает The Independent.
Кандидат наук Гордон Пенникук и группа ученых из Университета Уотерлу протестировали 300 человек, отмечая свои наблюдения в документе под названием «Восприятие и определение псевдоинтеллектуальной чепухи», в котором слово «чепуха» упоминается около 200 раз.
В качестве примера они привели следующее псевдоинтеллектуальное высказывание: «Скрытое значение формирует бесподобную абстрактную красоту».
«Несмотря на то что, на первый взгляд данное высказывание содержит смысл, это просто набор слов, собранных в цельное предложение», — пояснили ученые в отчете.
Они отметили, что подобные высказывания, в отличие от абсурда, не правдивы и не несут смысла.
Для проведения эксперимента ученые использовали сайт, который генерировал псевдоинтеллектуальные предложения и высказывания из набора случайных слов.
В результате получились предложения типа «Мы на перекрестке изменений и желаний» или «Эта жизнь — не что иное, как публичный квантовый прыжок таинственного восстановления».
Участникам эксперимента предложили оценить глубину подобных высказываний по шкале от 1 до 5. Средний балл оценки между «отчасти глубоко» и «достаточно глубоко» составил 2,6. Около 27% участников оценивали высказывания как «глубокие» и «очень глубокие».
Во втором тесте участники оценивали реальные псевдоинтеллектуальные высказывания. Им было предложено почитать твиты Дипака Чопры, писателя, известного своими взглядами на духовность и медицину.
«Божественные чувства, такие как любовь, сострадание, радость и спокойствие, не зависят от внешних факторов. Они — качества нашей души», — говорится в одном из твитов Чопры.
Отмечается, что результаты были такими же, как и в первом случае.
В двух последних тестах участники читали обычные утвердительные предложения, пословицы и всем известные факты, например «Новорожденные требуют постоянного внимания». Это было сделано, чтобы убедиться в том, что тестируемые не видят в каждом высказывании глубокий смысл.
Как и ожидали ученые, большинство участников оценили подобные высказывания как «неглубокие» и высоко оценили хорошо известные фразы.
The Divine Within pic.twitter.com/luAv4Q9S1x
— Deepak Chopra (@DeepakChopra) December 1, 2015