Вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая на форуме «Технопром» в Новосибирске, рассказал о том, какие возможности есть у России в технологическом укладе и какие у страны есть оборонные возможности.
«Шестой уклад основывается на биотехнологиях, робототехнике, термоядерной энергетике и других вещах. При сохранении нынешних темпов развития уклад установится за десятилетие, а достигать своей зрелости через 25–30 лет, не раньше, — передает слова Рогозина корреспондент «Газеты.Ru». — В США около 10% экономики работают в этом сегменте. В России говорить об этом пока рано. В свое время СССР выиграл четвертый уклад, пятый – мы профукали, пропустили.
России нужно не догонять, а «срезать угол». Сейчас у нас имеет место инновационная пауза – новые технологии не стали пока широкими, а инфокоммуникационные технологии и электроника уже близки к исчерпанию. Военные эксперты используют понятие «технологического барьера» — когда рост стоимости разработок не означает роста качества пропорционального и, к примеру, каждое новое поколение самолетов стоит на порядок больше.
Технологический барьер стоит перед развитыми странами, Россия к нему только приближается. Нужно выбрать направления, сделать на них рывок, совершить сверхмодернизацию. Области для рывка — например, средства связи. Но есть и другие вопросы — беспилотные летательные аппараты, электронно-компонентная база. Есть разные способы преодоления барьера. Например, можно сосредоточить гигантские денежные и интеллектуальные инвестиции. Но есть и вариант прорыва, связанный с новыми технологиями. И тут на первый план выходят фундаментальные исследования, например, в области нанотехнологий, биотехнологий и так далее».
Дмитрий Рогозин также рассказал о возможности создании оружия на сверхскоростях (гиперскоростях, превышающих скорость звука в 6–20 раз) и привел пример из теории «бесконтактных войн», когда традиционная армия будет бессильна против удаленного противника. После этого вице-премьер заявил, что шестой технологический уклад «изменит политику войн, некоторые государства достигнут такого превосходства, что боевых потерь у них не будет, а традиционные вооруженные силы потеряют смысл».