Сенсация с первыми на территории Европы пирамидами, к тому же, якобы, самыми древними в мире, прожила почти год.
В апреле прошлого года боснийский археолог Семир Османаджич заявил, что открыл в своей стране настоящую пирамиду, покруче Хеопсовой, о чем не замедлили сообщить все СМИ. Сотрудники редакции «Газеты.Ru» даже заключили между собой пари — действительно ли в Европе состоялась археологическая сенсация и найдены следы неизвестной цивилизации, прорабы которой трудились то ли 13 тысяч, то ли 20 тысяч лет назад. Пирамида якобы расположена в горе Височица близ города Високо, примерно в 30 км от Сараево. По высоте своей (две сотни метров) она на 60 м превосходит единственное сохранившееся до наших дней египетское чудо света.
А еще Османаджич после спелеологического исследования горы заявил, что в окрестностях его пирамиды находятся еще два или три сооружения поменьше также в форме пирамид, а соединяет их тоннель протяженностью 3,8 км.
Правда, уже тогда вопросы, откуда в самом центре постоянно и густо заселенной Европы взялась одна-единственная, зато гигантская пирамида, являющаяся, к тому же, самой древней постройкой на свете (ее возраст он оценил в 10-20 тыс. лет), Османаджич игнорировал. «Как только в мире признают, что мы имеем дело с громадной пирамидой, мы начнем выяснять, кто, когда, как и зачем», — говорил он.
Министр культуры Боснии Гаврило Граховац, судя по всему, тоже тогда загорелся находкой, и Османаджич получил финансирование на раскопки. Разумеется, не так давно обретшей независимость Боснии очень хотелось получить себе чудо света, а археолог — солидный ученый и по пирамидам спец, правда, по индейским.
Османаджич даже успел получить прозвище боснийского Индианы Джонса. Однако специалистов с самого начала терзали сомнения — и чем больше писали о «пирамиде», тем сильнее становились терзания.
В итоге минкульт Боснии и Герцеговины направил на так называемую Пирамиду Солнца свою команду научных экспертов, которые доказали, что находка Османаджича — всего лишь естественное образование, хотя и довольно правильной формы. Его появление — следствие естественных геологических процессов и выветривания.
Эксперты также отметили, что научная квалификация «археологов», работавших в проекте Османаджича, не выдерживает никакой критики. Подозрение вызывает и публикация материалов «раскопок» в сомнительных и нерецензируемых изданиях.
В итоге официальные лица решили: хоть шум, поднятый вокруг «чуда света», и привлекает внимание к Боснии, не стоит начинать культурную историю новой страны с сомнительных научных событий.
А посему финансирование Османаджича прекратили.
Реакция боснийского пирамидоведа оказалась донельзя предсказуемой: он отрицает все обвинения в некомпетентности и говорит, что открытием пирамиды он сделал для Боснии больше, чем министерство культуры за 12 лет независимости. Тем не менее, как кажется, чтобы получить нормальное госфинансирование, Османаджичу следовало бы не шуметь, а подготовить нормальные научные материалы в пользу своей сенсации и опубликовать их, к примеру, в Nature. Если, конечно, есть что публиковать.