Вирус SFTS, вспышка которого была зафиксирована в Китае, может оказаться менее опасным, чем COVID-19 или обычный грипп. Такое мнение высказал доцент кафедры внутренних болезней лечебного факультета Новосибирского государственного медицинского университета Владислав Митрохин. По его словам, в отличие от коронавируса, у вируса SFTS желудочно-кишечное проявление. Медик также отметил, что наиболее опасно сочетание COVID-19 и вируса гриппа.
Острая лихорадка с тромбоцитопеническим синдромом (SFTS) передается с укусом клещей, а также через контакт с кровью или выделениями зараженного человека.
Пока не выяснено, могут ли передавать вирус другие кровососущие насекомые.
Это не новый вирус: китайские ученые выделили его из крови больных еще в 2009 году. На сегодняшний день известно о пяти генотипах SFTS. Помимо Китая, они встречаются в Японии, Корее, Вьетнаме и на Тайване. Вероятно, впервые этот вирус появился в Китае в XX веке. Установлено, что заражению подвержены не только люди. Он также поражает многих млекопитающих, включая кошек, ежей и опоссумов.
Наибольшее число случаев заражения SFTS — 37 — было зафиксировано в первой половине 2020 года в китайской провинции Цзянсу. Еще 23 эпизода зарегистрированы в провинции Аньхой. Заболеваемость имеет ограниченный очаговый характер.
От болезни уже скончались семь человек.
Среди симптомов отмечают лихорадку, рвоту, диарею, поражения желудочно-кишечного тракта. Специалисты оценивают летальность от 6 до 30%.
Доктор Митрохин признал, что российские медики пока не представляют себе степень угрозы вируса в полной мере. Ряд врачей убеждены, что SFTS на самом деле не таит в себе серьезной опасности.
«Такое впечатление, что это будет чем-то местным и не распространится, как коронавирус. Но пока что слишком мало данных, точно неизвестно, какие у вируса пути заражения. Думаю, в течение недели мы получим больше информации», — приводит слова Митрохина URA.RU.
Напротив, иммунолог Анатолий Суслов не исключает, что вирус SFTS может быть потенциально опасен.
«Возможно, мы на пороге инфекций вирусов гриппа, и еще не известно, какой штамм выйдет. Вся эта изоляция, с одной стороны, может способствовать прекращению конкретной инфекции, но при этом может упереться в совершенно другую. Я думаю, что стратегия борьбы с новыми вирусами только разрабатывается и пока есть только ограничительные меры, но это идет из Средневековья, а терапия — это новое направление», — цитирует Суслова Nation News.
Как подчеркнул эксперт, вакцинация не может появляться мгновенно «даже в самых ускоренных темпах». На взгляд Суслова, «нужно развивать противовирусные средства широкого спектра действия — это сможет защищать от угроз вируса, которые будут расти».
А врач-вирусолог Евгения Тарасова полагает, что как раз изоляция станет преградой для проникновения вируса в Россию. Она напомнила, что SFTS «существует достаточно давно, разрабатывались даже вакцины, хотя они пользуются невысоким спросом».
«Вряд ли этот вирус распространится, поскольку очаги заражения находятся в пределах одной страны. Да и в условиях существующих карантинных мер и закрытых границ вероятность того, что зараза перекочует к нам, минимальна», — сказала Тарасова «Вечерней Москве».
В субботу, 8 августа, в Роспотребназдоре заявили, что на территории России случаев заражения SFTS пока не отмечено.
Также сообщается, что специалистами научных организаций ведомства «накоплен обширный опыт изучения многочисленных представителей семейства буньявирусов, и имеется потенциал для противодействия распространению SFTS».
«К настоящему времени разработаны специфические диагностикумы для определения данного заболевания, позволяющие выявлять его с помощью ПЦР- и ИФА-тестов. Ведется систематическая работа по изучению возбудителя», — резюмировали в Роспотребнадзоре.