Пилоты F-117 называли себя «бандитами». Каждый из 558 «бандитов», когда-либо летавших на «Ночном ястребе», имел свой порядковый номер. ВВС США намеревались эксплуатировать бомбардировщики-«невидимки» как минимум до 2018 года, однако однако нехватка денег на закупку новых многоцелевых истребителей F-22 заставила их начать процесс снятия машин с вооружения гораздо раньше. Последние F-117 были сняты с вооружения в 2008 году. На этом «Газета.Ru» завершает свое повествование о легендарной победе югославских офицеров и советского оружия, оказавшейся эффектной по форме, но бесполезной по сути.
Югославские военные изучают фрагменты F-117
ReutersГерои боя у деревни Шимановцы не занимают высшие командные посты в армии современной Сербии. Полковник Дани в начале 2000-х оствил службу и открыл собственную пекарню в родной деревне Скореновац. Ежегодно 27 марта он выпекает торт в форме F-117, отмечая таким способом подвиг, прославивший его на весь мир.
Подполковник Аничич за время войны сбил еще американский истребитель F-16 и бомбардировщик B-2A, написал книгу, ставшую бестселлером. Аничич часто критиковал руководство, из-за чего не смог продвинуться по карьерной лестнице. В 2002 году ушел из армии. Живет в Белграде.
Югославский народный герой Золтан Дани теперь держит пекарню pic.twitter.com/0ZTLlPV6Bu
— Киса и Ося (@titojiv) 27 марта 2019 г.
75% остатков F-117 «Ночной ястреб» хранятся сегодня в Музее авиации близ белградского аэропорта имени Николы Теслы. Целый зал посвящен там героям 3-го дивизиона 250-й ракетной бригады ПВО. Говорят, часть электронного оборудования с бомбардировщика была продана в Россию и Китай для изучения. Американцам обломки так и не вернули, несмотря на их настойчивые просьбы.
«Однозначно, часть обломков была привезена к нам в Россию для изучения технологических особенностей самолета. Сколько обломков, я не знаю. Но поступили они в специальные институты, чтобы добро не пропало. Говорить, в какие, я не буду», — отметил экс-замначальника научно-технического комитета ВВС полковник Сергей Волков в интервью «Газете.Ru».
Фрагменты F-117А и F-16 в белградском Музее авиации pic.twitter.com/u1pGUiCxDn
— Киса и Ося (@titojiv) 27 марта 2019 г.
Резонанс от крушения F-117 породил в югославских СМИ самые невероятные версии произошедшего. Сообщалось, что цели достиг не «допотопный» ЗРК С-125, а ЗРК «Куб». Или же «невидимку» вообще сбили ракеты, выпущенные истребителем МиГ-29. Только в 2000 году, месяцы спустя после окончания операции НАТО в Югославии, югославский министр обороны Павле Булатович заявил в интервью: «Этот самолет был сбит модернизированным вариантом ракеты «Нева», и этот подвиг совершил расчет ПВО с использованием тактического маневра, который явно не был известен американскому пилоту».
Полковник Волков в интервью «Газете.Ru»: «Расчет поступал хитро – чтобы их не обнаружили, они очень часто меняли свои позиции, разбивались на части – по отдельному маршруту шли пушки отдельно радиолокатор и кабина управления, сами ракеты подходили третьим маршрутом... В определенное место все собирались в одной точке и были готовы к исполнению задачи. А после того, как отстрелялись, они сразу же расходились».
Многие еще долго не могли поверить в случившееся – столь велика была пропасть между зенитно-ракетным комплексом середины XX века и неуязвимым бомбардировщиком. В ходу были шутки о том, что расчет ПВО целил в совсем другой объект, и сбил F-117 совершенно случайно. Интригу продлил Пентагон, в котором 28 марта официально подтвердили потерю самолета, но отказались называть причину.
Реакция мирных жителей на крушение F-117: «Мы не знали, что он невидимый!»
ReutersРасчет зенитной батареи во главе с Золтаном Дани и Джордже Аничичем слушает выпуск новостей по радио, в котором впервые объявляют о сбитом под Буджановцами F-117.
«В нашей бригаде значительно поднялись настроение и боевой дух. Нас все еще поздравляют, напряжение спало. Печаль ушла в прошлое, вернулась вера в наши возможности», — вспоминал Аничич.
Весть об успехе югославских военных стремительно разносится по округе. Окрестные деревни просыпаются. Люди начинают выходить на улицы. Царит праздничная атмосфера. На следующее утро весь мир облетят фотографии, на которых счастливые селяне танцуют на обломках F-117. Локальный в общем-то успех быстро приобретет масштаб легендарной победы.
Женщина танцует на обломках F-117
ReutersПоисково-спасательная группа обнаружит Зелко лишь через семь часов после сообщения о крушении F-117. Сбитого летчика эвакуируют на авиабазу Авиано в Италии.
У деревни Шимановцы оставляют только макеты ракет, чтобы навести агрессора на ложные цели.
Полковник Золтан Дани на сбитом F-117 pic.twitter.com/dY2KYehB59
— Киса и Ося (@titojiv) 27 марта 2019 г.
Расчет ЗРК получает приказ подготовиться к маршу и покидает позицию.
«Я чувствовал себя усталым, ведь я не спал двое суток», — рассказывал офицер Аничич.
После катапультирования Зелко пришлось прятаться от югославских полицейских – его искали, хотя и не слишком тщательно, опасаясь новых налетов. Пилот нашел укрытие на окраине Белграда, где просидел до утра.
Экс-заместитель начальника научно-технического комитета Военно-воздушных сил ВС РФ полковник Сергей Волков не считает поражение F-117 расчетом ЗРК С-125 случайным, поскольку югославских офицеров готовили российские специалисты.
«Это была уникальнейшая возможность, так как самолет выполнен по технологии «стеллс», а у комплекса С-125 есть очень интересный режим — он может видеть цель в оптике, — пояснил эксперт «Газете.Ru». — Ему не нужно, чтобы у объекта была высокая отражающая поверхность. Эта система стоит непосредственно на наземном комплексе. Это средство позволяет непосредственно видеть цель на расстоянии километров 12-15. Естественно, сама ракета тоже была доработана. Конечно, многое зависит от уровня подготовки расчета, а техника имела возможность сбить такой самолет. Ведь 125-комплекс предназначен для уничтожения крылатых ракет, которые имеют наименьшую эффективную отражающую поверхность – порядка 1/10 квадратного метра.Этот параметр у самолета F-117 того же порядка, так что самолет был комплексу вполне по зубам».
Американский пилот Зелко рассказывал об инциденте следующим образом: «Была очень низкая облачность. Ракету я увидел, когда она уже пересекла слой облаков, сразу после запуска. Она шла под углом в 50 градусов ко мне. И как только я ее увидел, я понял: меня вычислили. Первая ракета прошла совсем близко над самолетом. Настолько близко, что самолет тряхнуло».
Местные жители около обломков американского бомбардировщика F-117 под Буджановцами в Сербии, 28 марта 1999 года
Petar Kudjundzic/ReutersВот как вспоминал кульминационный момент подполковник ПВО Югославии Джордже Аничич: Дани приказал: «Поразить цель прямой наводкой, запуск!» Произошел взрыв. Стартует первая ракета, через пять секунд вторая, операторы работают стабильно. Смотрю на экран. Яркая вспышка, взрыв первой ракеты рядом с целью. Цель уничтожена. Приказываю: «Поднять выше!» Расстояние 10-11 км, курс 270 градусов — доложил офицер поддержки Муминович. Смотрю на экран радара. Паника в воздухе, все разбежались, цели не видно».
Через 17 секунд после команды «Огонь!» из ЗРК С-125 «Нева» одна за другой выпускаются две ракеты. Первая проходит мимо F-117, вторая поражает цель. По другим сведениям, первая ракета оторвала крыло, а вторая попала в сам самолет. Зелко пытается применить маневр уклонения и набирает высоту по почти вертикальной траектории, но неудачно. Неуязвимый бомбардировщик издает протяжный стон и грохается оземь у деревеньки Буджановцы недалеко от города Рума в автономном крае Воеводина. В истории сохранился серийный номер российской ракеты - НЖ7433.
Заместитель командира 3-го дивизиона 250-й ракетной бригады ПВО Аничич: «Снова видим цель, курс 240 градусов, расстояние 14 км. Траектория полёта прослеживается на экране радара. Пытаемся перевести боеголовки третий раз на азимут 240. Офицеры разблокируют колеса, однако объект потерян. Я думал, что у нас не получится и в этот раз, когда старший сержант Матич воскликнул: «Держи его, держи его, он у нас!» Колеса закреплены, операторы обнаружили объект. Стабильный режим слежения, курс 242 градуса, расстояние 14,5 км. Офицер поддержки докладывает: азимут 250 градусов, расстояние 13 километров».
ЗРК С-125 "Нева" pic.twitter.com/5X66Mo2Hor
— Киса и Ося (@titojiv) 27 марта 2019 г.
Как рассказывал Аничич, на расстоянии 14-15 км по курсу 210 градусов командир зенитной батареи полковник Золтан Дани приказал начать слежку за объектом.
«Пароль «Антенна» для включения радара. С того момента начинается игра в кошки-мышки. В течение 10 секунд радар не находит цель. Приказываю: «Остановить поиск цели!» Спустя несколько секунд Дани обнаруживает цель по курсу 230 градусов в момент наблюдения, — отмечал Аничич. — Довольно быстро, за пару секунд, несколько раз совершен поворот установки, однако операторы ручного управления не смогли поймать объект в поле зрения. Он движется, очевидно, с огромной угловой скоростью. Слежка в течение более чем 10 секунд, после чего отдаю команду: «Остановить поиск цели!»
«При помощи специальных средств устанавливаем ракеты. Угол подъема высокий. Ощущается некоторая вибрация, и я не знаю, что происходит в кабине. Занял место помощника руководителя группы наблюдения вместо майора Стоименова. Дани находится в блоке управления пусковыми установками. В воздухе не обнаружено близких целей, они на более далеких расстояниях на разных курсах. Неожиданно на радаре, согласно показаниям, был обнаружен объект по курсу 195 градусов, расстояние 23 километра. Говорю: «Дани, он идет на нас!» Объект приближается», — это слова Аничича.
Вот так о подготовке к выполнению задания рассказывал в отчете сам Аничич, который для публикаций в СМИ в целях конспирации пользовался псевдонимом «Анджелко Джорджевич». Он был одним из югославских офицеров, досконально знавших принципы боевого применения ЗРК С-125 «Нева».
F-117 сбрасывает две бомбы GBU-10 Paveway II с лазерным наведением на югославский подземный командный центр Стражевица в белградском районе Раковица.
F-117
ReutersЗаместитель командира 3-го дивизиона 250-й ракетной бригады ПВО Джордже Аничич замечает на экране индикатора радиолокационной станции три воздушные цели в небе над Югославией. Уже потом выяснится, что среди них – стелс-бомбардировщик F-177, прозванный за свои уникальные качества «неведимкой».
Подполковник Джордже Аничич, заместитель командира зенитной батареи pic.twitter.com/CS3qvxj2kb
— Киса и Ося (@titojiv) 27 марта 2019 г.
Югославский расчет прибывает на огневую позицию близ деревни Шимановцы – это километрах в 70 к северо-западу от охваченного огнем Белграда.
Расчет ЗРК С-125 "Нева", сбивший 27 марта 1999 года американский бомбардировщик-"невидимку" F-117. pic.twitter.com/EaieJdo4xq
— Киса и Ося (@titojiv) 27 марта 2019 г.
Самолет F-117 вылетел с итальянской базы Авиано, а затем через Словению и Венгрию вошел в воздушное пространство Сербии вдоль границы с Румынией. У штурвала сидит пилот Дейл Зелко. В некоторых источниках ошибочно указывается другой летчик – Кен Двили, который часто пилотировал эту машину.
Бомбардировщик F-117 «Ночной ястреб»
ReutersК 27 марта югославские город уже подверглись бомбовым ударам, вызвавшим панику. «Газета.Ru» предлагает вам ознакомиться с воспоминаниями жителей Белграда о тех днях в этом материале.
Последствия бомбардировок НАТО Югославии, 1999 год
ReutersВ начале 1999 года военно-воздушные силы Югославии имели в наличии только 16 относительно современных самолетов МиГ-29. Военное руководство еще до начала бомбардировок понимало, что у трех оставшихся эскадрилий МиГ-21 нет даже теоретического шанса выжить в неравном сражении с самыми современными истребителями НАТО. Югославская ПВО была вооружена сильно устаревшими советскими системами 2К12 «Куб» и С-125 «Нева». Белград защищала от воздушных ударов 250-я ракетная бригада ПВО, в которую входил 3-й ракетный дивизион под командованием этнического венгра Золтана Дани. Его заместителем был подполковник Джордже Аничич.
ЗРК малого радиуса действия С-125 «Нева» был принят на вооружение в ВС СССР в 1961 году и активно поставлялся за рубеж под названием «Печора». По одной из версий, югославский экземпляр был модернизирован и имел больше функций, чем его экспортные «собратья».
Макет зенитно-ракетной системы С-125-2ТМ «Печора-2ТМ» на 8-й Международной выставке вооружения и военной техники Milex-2017 в Минске
Виталий Залесский/РИА «Новости»Бомбардировщик F-117 был принят на вооружение в октябре 1983 года, однако впервые его существование было официально признано Пентагоном только пять лет спустя. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990-го. До агрессии в Югославии типа F-117 использовались во время вторжения в Панаму, войны в Персидском заливе и операции «Лис пустыни».По заявлениям командования вооруженных сил США, эти самолеты нельзя было обнаружить каким-либо радаром.
27 марта 1999 года произошел один из самых известных эпизодов военной кампании НАТО в Югославии: югославская служба ПВО сумела сбить ракетой из старого советского зенитно-ракетного комплекса С-125 «Нева» считавшийся неуязвимым американский бомбардировщик F-117 «Ночной ястреб». Знаковое событие не повлияло на ход войны, однако позволило сербам испытать чувство гордости за свои вооруженные силы, а самим военным заключить: птицу можно сбить даже камнем. «Газета.Ru» рассказывает, как расчет зенитной батареи под командованием полковника Золтана Дани обескуражил Пентагон и заставил остальной мир засомневаться в тотальном превосходстве американских военных технологий.
Местные жители около обломков американского бомбардировщика F-117 под Буджановцами в Сербии, 28 марта 1999 года
Str Old/REUTERS