Общее собрание РАН, намеченное на понедельник, обещало быть особенным. Пожилые академики потянулись в это утро к «Золотым мозгам» от площади Гагарина еще задолго до его начала.
Многие из академиков, особенно те, кто уже в возрасте и не особо дружит с интернетом, хотели в кулуарах удостовериться в том, что весь околонаучный рунет обсуждал последние два дня, — в возможном переносе выборов президента.
Ведь не все знали, что накануне президент РАН согласился с идеей переноса выборов, хотя раньше об этом не говорил. При этом не раз в коридорах и в зале слышалось слово «слил» — как в контексте утечки, которая произошла в пятницу, так и в другом контексте. На важность события указывал и состав высоких гостей — на собрание прибыли вице-премьер Аркадий Дворкович и министр образования Ольга Васильева. Зал был полон — те, кому не досталось места, стояли в проходах.
«Присаживайтесь, лучше не стоять», — обратился Дворкович к президенту РАН, который, представив вице-премьера, пожелал слушать его стоя в президиуме.
В своем приветствии Дворкович поблагодарил научные коллективы, институты РАН за достигнутые успехи. Он напомнил, что за последний год российская наука укрепила свои позиции, была принята Стратегия научно-технологического развития России.
Пожелав успехов, Дворкович закончил фразой, которую потом многие обсуждали в перерыве, — по поводу чрезмерной бюрократизированности современной системы управления отечественной наукой. «Я никогда не поверю, что Российская академия наук не сможет справиться с трудностями. Жалобы, плач тут абсолютно неуместны», — сказал Дворкович, чем вызвал заметный гул в зале.
После выступления министра образования слово взял Владимир Фортов и подтвердил догадки собравшихся, сказав, что «сегодня у нас необычное собрание». Чувствуя интерес академиков, он затронул вопрос, который по расписанию был запланирован на вечернюю часть собрания.
Он заявил, что накануне встречался с другими претендентами на должность президента РАН и они приняли решение снять свои кандидатуры.
«Группа наших коллег, академиков, настойчиво ставят вопрос о внесении корректировок в устав. На обсуждение этих процедур требуется время — думаем, полгода должно быть достаточно. Срок совсем небольшой, пройдет совсем быстро, нужно сдвинуть сроки выборов. Поддерживаю я это предложение потому, что мы проводим выборы в составе новой академии, а документы разработаны ранее», — пояснил президент РАН.
Фортов высказал опасение за единство академии. «Когда мы принимали решение в пользу того порядка, который есть, мы использовали голосование, а не консенсус», — намекнул он на отсутствие претензий к уставу у всех членов президиума еще в недавнем прошлом. По его словам, решение о самоотводе сначала приняли два других кандидата — Александр Макаров и Владислав Панченко, а после и он сам.
«Если я не сниму свою кандидатуру, то останусь безальтернативным кандидатом. Не хочу рисковать интересами академии, тоже снимаю кандидатуру», — сказал Фортов то, что многие члены академии знали уже накануне вечером. В зале раздались жидкие аплодисменты. По словам Фортова, он разговаривал с представителями администрации президента, где его заверили, что «можно сдвинуть наше голосование на шесть месяцев и провести выборы».
На этих словах порядок в зале был нарушен, к микрофону стали выходить делегаты и произносить пламенные речи.
Академик Захаров напомнил, что полномочия президиума истекают 28 марта, и предложил продлить их на полгода.
Академик из Сибири был в гневе от того, что о случившемся «нам сказал человек, который нас встречал в гостинице». Он потребовал встречи ученых с президентом Путиным и сделал реверанс в сторону сидевшего в президиуме главы ФАНО Михаила Котюкова: «Вот товарищ Котюков хоть занимается реструктуризацией, а президиум ничего не сделал».
Яркую речь, посвященную недееспособности президиума РАН, произнес академик Дедов: «В той системе, которая сложилась, мы не можем с вами больше работать. Результат работы президиума — нулевой.
Приходим, заслушиваем доклады, расходимся», — сформулировал он схему работы президиума, впрочем, знакомую каждому, кто на нем бывал хоть раз.
Бурную реакцию вызвало выступление академика Залиханова, который вспомнил, как в при аналогичных условиях в 1991 году были созваны народные депутаты СССР: «Наш ученый-президент как мужчина слабоват. Беззубо хочет сдать академию».
Всем было ясно, что после снятия всех трех кандидатур выборы президента на этой неделе не состоятся. Обсуждение судьбы выборов продолжилось после отчетов о проделанной за прошедшие три года работе. Отчеты эти слушали не все академики, к моменту возобновления дискуссии в зал обсуждения проник хорошо уловимый запах алкоголя — благо в фойе работал буфет, где наливали водку и виски.
За происходящим в зале с верхнего ряда президиума несколько часов безмолвно наблюдал ректор МГУ Виктор Садовничий.
В зале присутствовало немало довольно пожилых людей, многие чувствовали себя плохо. Корреспонденту «Газеты.Ru» дважды пришлось помогать упавшим на лестнице академикам.
Говоря о причинах давления на РАН, академик Эрик Галимов заявил, что вина академии в том, что она упускает инициативу. И выступил с неожиданным предложением. «Мы все время сопротивляемся. Надо работать креативно. Надо иметь в виду, что в 2018 году выборы президента. Надо сделать что-то, что станет основой его платформы.
Я думаю, что, если мы создадим такой документ, отношение к академии изменится, ведь за произошедшим стоит неудовлетворенность руководства страны положением дел в академии», — сказал он.
Резким было выступление академика Кашина, который назвал все происходящее в академии спецоперацией. «В академии нужны были засланные казачки, в нужный момент они действуют по команде, и вот два кандидата сыграли свою роль. По закону РАН независима в своих действиях».
О том, как готовилась эта операция, рассказал с трибуны академик Месяц: «Это тщательно продуманная спецоперация, я видел, как это проходило на президиуме.
В пятницу в 9 утра Фортова увезла машина, днем он вернулся и сказал, что происходит...»
По его мнению, начавшаяся в 2013 году реформа РАН и то, что сейчас происходит, — звенья одной цепи. «Мы не диссиденты — почему так с нами поступают?» — сказал он.
В итоге бурного обсуждения общее собрание проголосовало за перенос выборов президента РАН.
Провести выборы предлагается не позднее 20 ноября 2017 года. Кроме того, собрание проголосовало за продление на этот срок полномочий президента РАН, президиума и вице-президентов Академии наук в их нынешнем составе.
Перед голосованием действующий президент Владимир Фортов заявил, что не хотел бы исполнять свои обязанности в этот срок в связи с принятым ранее решением, однако на процесс голосования его слова не повлияли.
Опрошенные «Газетой.Ru» ученые расценивают сложившуюся ситуацию как повод для новых сюрпризов, с которыми придется столкнуться РАН в ближайшее время. Так, в самый разгар собрания секретарь РАН Михаил Пальцев заявил «Интерфаксу», что новые выборы президента Российской академии наук могут пройти по новой схеме — в Госдуме готовятся поправки в закон о науке, которые напрямую коснутся этой процедуры.
По его словам, закон может быть принят Думой в весеннюю сессию, и новые выборы, возможно, пройдут уже по новой схеме: общее собрание выберет несколько кандидатов на пост руководителя РАН и представит президенту страны, который выберет и назначит одного из них.
До сведения общего собрания академик Пальцев эту информацию, кстати, не довел.
«В устав академии за это время могут внести поправки, по которым президента РАН будет выбирать не академия, а сам президент, тогда она лишится своей независимости», — сказал «Газете.Ru» один из членов президиума РАН.
Другой вариант — в президенты РАН позволят избираться не только академикам, но и членкорам.
Это открывает возможность стать президентом академии, к примеру, Михаилу Ковальчуку, директору Курчатовского института, влияние которого многие увязывают с началом реформы РАН в 2013 году.
«Очевидно, что под совершенно надуманным предлогом РАН просто выбили из игры на 8–10 месяцев, на период, когда будут приниматься решения по финансированию фундаментальных исследований в стране и будут перераспределяться эти средства», — считает глава профсоюза РАН Виктор Калинушкин.