«Стойте справа, по возможности проходите слева», — эту фразу пассажиры московского метро слышат едва ли не каждый день. И наверняка многие задумывались, идя пингвиньим шагом в ежедневной толкучке перед эскалатором, как можно увеличить его пропускную способность. И похоже, в скором времени руководству подземок крупных городов мира придется пересмотреть свои советы по пользованию эскалаторами, ведь,
как доказали британские ученые, стоять лучше, чем проходить.
Сложно сказать, где впервые завелся червь сомнения в правильности пользования эскалаторами, однако первый необычный эксперимент начался в апреле этого года в лондонской подземке.
В течение трех недель пассажиров на станции «Холборн» просили занимать обе стороны эскалатора и не проходить слева. При этом те, кто не желал стоять, могли воспользоваться соседним эскалатором. Прошлый, более короткий эксперимент, проведенный в лондонском метро в 2015 году, разделил лондонцев. Одни посчитали эксперимент полезным, другие — покушением на их свободу.
Однако если решать проблему переполненности метро, то прислушиваться надо не к мнениям, а к результатам сухих расчетов, полагают ученые. Британские математики Лукас Добровски и Шивам Десаи решили выяснить, как можно уменьшить очереди, скапливающиеся у основания длинных эскалаторов. Ученые работают в лондонском офисе Capgemini — одной из крупнейших в мире консалтинговых компаний в сфере управления и информационных технологий.
Традиционно на эскалаторах в британском и американском метро люди стоят справа и проходят слева, так же принято и в России, при этом те, кто нарушает традиции и останавливается слева, могут услышать за спиной недовольное ворчание.
Для начала ученые спустились на станцию «Грин Парк», чтобы сделать основные наблюдения. Оказалось, что пассажиры, стоящие неподвижно, в среднем занимают каждую вторую ступень эскалатора, те, кто идет, — в лучшем случае каждую третью.
Иными словами, ходоки занимают больше ступенек, чем неподвижно стоящие пассажиры.
При этом выяснилось, что идущие вверх преодолевают всю длину лестницы за 26 секунд, стоящие — за 40 секунд. Ученые предположили, что, если убедить ходоков стоять на эскалаторе, его пропускная способность увеличится.
Полученные исходные данные ученые загрузили в Simul8, существующую программу для моделирования процессов производства, логистики и проектирования, и прогнали ее через два сценария.
Предположили, что каждые две минуты на обе стороны платформы прибывает по одному поезду, из которого выходят в среднем 65 человек, таким образом, в час через эскалатор проходят около 4 тыс. человек.
Оказалось, что пассажиры, неподвижно занимающие обе стороны эскалатора, на конкретной станции «Холборн» должны преодолевать весь путь за 59 секунд. Те же, кто решает идти, могут добраться до верха быстрее, за 46 секунд, однако при таком сценарии очередь вместо 24 человек вырастает до 73 человек, если учитывать, что число желающих постоять обычно составляет 60%:
Среднее время ожидания при этом составит 79 секунд.
Таким образом, переход на новую систему позволит значительно снизить очередь у эскалатора и общее время пребывания в системе, пришли к выводу ученые.
Что теряют те, кто хочет идти? Они теряют всего 13 секунд времени, что лишь на 29% увеличивает время их подъема. «Средняя длина очереди падает. Это означает меньшее время, проведенное у подножия эскалатора, и большее количество людей, проходящих через станцию», — пришли к выводу ученые.
Эксперимент на станции «Холборн» продлился три недели. Сначала было предложено штрафовать тех, кто проходил слева, однако от этой идеи отказались, и сотрудники метро через громкоговорители просили людей не проходить по одной из лестниц. Результаты показали, что, когда пассажиры занимают стоя обе стороны эскалатора, расчеты сбываются — очереди становятся меньше. По словам Ричарда Ларсона из Массачусетского технологического института, сначала он расценил эксперимент как глупость, однако затем признал его выводы: «Похоже, математика права».
По его мнению, переход на новые правила имеет смысл в определенные часы, когда на станциях скапливается максимальное число пассажиров.
К слову, призвало стоять, а не проходить по эскалатору слева этой весной и пражское метро. Правда, в этом случае власти решали не только проблему загруженности, но и износа эскалаторов.
«Ни в одних правилах нашего ведомства не сказано о том, что нужно занимать только одну сторону, нет даже подобных рекомендаций, — заявил представитель транспортного предприятия Иржи Штабл. — Пассажиры занимают обычно правую сторону, что приводит к скорейшему изнашиванию цепи, подшипников и самой дорожки».
Как говорится в официальном заявлении транспортного ведомства, привычные действия пассажиров на эскалаторах приводят к образованию пробок и быстрому изнашиванию одной стороны движущейся лестницы, что, в свою очередь, означает ее частый ремонт.