Недавно зарубежные СМИ сообщили: останки христианского святого были обнаружены на месте развалин древнего сирийского монастыря, который был взорван боевиками группировки «Исламское государство» («Исламское государство» — террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в России).
В августе прошлого года боевики взорвали монастырь и церковь святого Элиана в сирийском городе Эль-Карьятейн, расположенный в провинции Хомс недалеко от Пальмиры. Название города переводится как «два селения», что когда-то считалось символом мирного сосуществования христиан и мусульман.
По местной легенде, когда арабы приехали в Эль-Карьятейн в VII веке, одна из главных семей города приняла ислам, другая же осталась в лоне христианской церкви.
Культовые постройки в Эль-Карьятейне, куда в течение долгого времени шел нескончаемый поток паломников, были возведены в V веке.
В августе прошлого года в одном из саркофагов среди обломков монастыря Мар-Элиан были найдены чьи-то кости. Тогда же было сделано предположение, что они могли принадлежать мученику Элиану, который также носит имя Юлиан из Эмесы. По преданию, Элиан подвергся преследованиям за отказ отречься от христианской веры, а в 284 н.э. он скончался на руках у собственного отца. При жизни мученик был врачом — а после его смерти стало бытовать мнение, что Элиан обладал особым даром и мог исцелить человека от любой болезни.
Недавно Жак Мурад, настоятель католической обители в Сирии, подтвердил ранее сделанное предположение. Сообщается, что Мурад провел атрибуцию саркофага и останков по фотографиям, которые были присланы ему французскими журналистами. Сам настоятель чудом избежал пленения, находясь 84 дня в осажденном городе. Мураду грозила бы неминуемая гибель после отказа перейти в ислам.
«Я вижу хороший знак, что мощи святого мученика Элиана остались нетронутыми: это значит, что он не желает оставлять монастырь и священную землю без своего покровительства», — прокомментировал Мурад.
Однако заявление Мурада, сделанное на основе фотоснимков, требует серьезного научного подтверждения. Для того чтобы доподлинно установить принадлежность останков, необходимо провести молекулярно-генетическую экспертизу. Фрагменты ДНК, извлеченные из останков, сравниваются с генами предполагаемых родственников. В данном случае проведение такой процедуры вызывает большие затруднения, так как нет никаких сведений о возможных потомках святого Элиана.
«Мне рассказывали, что однажды копали могилы у некоего собора в Дмитрове, — рассказывает кандидат биологических наук Станислав Дробышевский. — Откопали скелет юноши с неприросшими эпифизами (эпифиз —
расширенный конец трубчатой кости — «Газета.Ru»). А местные попы говорят:
«А по нашим данным, тут должен лежать святой старец!» И по отчетам попов стал юноша святым старцем. А почему эпифизы не приросшие? Так ведь он святой!
Если в случае с «сирийским святым» не говорится, как именно было определено, кому принадлежат останки, то все это не вызывает доверия. Кроме того, в Сирии нет антропологов, а в предания всегда хочется верить. На самом деле определить, кому принадлежат останки, установить пол, возраст, восстановить черты лица невозможно без соответствующих приспособлений.
Кстати, есть еще классный случай, когда в одном европейском городе казнили преступника и зарыли на площади. А там были известковые почвы, так что он покрылся корочкой и не гнил.
А лет через 300 его откопали случайно, когда канализацию какую-то клали. Глядят — нетленный! Опаньки! Так он же святой! И канонизировали. Мученик, опять же.
Еще какой-то скелет во Владимирской области определили как Илью Муромца. Тоже почти (или совсем?) святой. Здоровенный мужик с кучей травм и патологий».