«Человек-паук» и Спящая красавица
Год назад стало известно: платье может поссорить не только двух подружек, но и целый мир. В прошлом феврале портал BuzzFeed выложил фотографию странного наряда: одни интернет-пользователи видели его темно-синим с черными полосками из кружева, другие — белым с золотым кружевом.
«Парни, помогите мне, это платье бело-золотое или сине-черное? Я и мои друзья не можем прийти к согласию, и мы сходим с ума», — написала одна девушка, после чего с ума сошли миллионы людей. Цвет платья начали обсуждать на форумах, в офисах, школах и институтах. Звезда фильмов «Законы привлекательности» и «Развод в большом городе» Джулианна Мур заявила, что наряд — исключительно бело-золотой и никак не может быть темно-синим. С Джулианной поспорил актер Джеймс Франко, известный по трилогии «Человек-паук» и комедии «Ананасовый экспресс: сижу, курю».
А вот Дэвид Духовны, сыгравший писателя-ловеласа в «Блудливой Калифорнии» и специального агента ФБР в «Секретных материалах», оповестил мир о том, что он считает платье вообще зелено-голубым.
Вскоре у дискуссии появились хэштеги #TheDress, #whiteandgold, #blueandblack и #dressgate, а интернет-пользователи в порыве чувств начали придумывать различные фотожабы, изображающие животных и героев мультфильмов в «платье раздора». В наряд облачили диснеевских Золушку и Спящую красавицу, а также знаменитую «пьяную акулу» («пьяная акула» — интернет-мем, созданный как реакция на заторможенные движения одного из юношей, который выступал на подтанцовках в плюшевом костюме акулы у певицы Кэти Перри).
Платье довело до семейных неурядиц
Через пару дней количество просмотров фотографии наряда на BuzzFeed достигло 37 млн, а интернет-пользователи жаловались, что спор по поводу злополучного платья повлек за собой серьезные конфликты внутри семей.
Некоторые пользователи социальных сетей высказывали предположение, что снимок наряда был опубликован специально для того, чтобы вызвать общественные разногласия.
«Какого цвета это платье, по вашему мнению?» — спросил отдел науки «Газеты.Ru» у читателей. Вскоре выяснилось, что 56% респондентов проголосовали за бело-золотой цвет, 44% — за черно-синий.
И тут слово взяли ученые: они объяснили, что масштабные разногласия по поводу цвета вызваны просто-напросто особенностями строения человеческих глаз. Дело в том, что свет, попадающий на наши зрительные органы, падает на сетчатку, которая состоит из двух типов фоторецепторов — колбочек и палочек. Палочки более чувствительны к свету и в основном отвечают за восприятие формы, а не цвета предметов.
Колбочки, напротив, «рассматривают» цвет, а не степень освещенности объекта.
Цветовая гамма, в которой воспринимаются объекты, зависит от того, чего (палочек или колбочек) в сетчатке конкретного человека больше, и от того, каким светом освещается предмет. Именно поэтому в разном цвете платье может увидеть даже один и тот же человек, если посмотрит на фото при разном освещении или увидит снимок на разных мониторах компьютера или экранах смартфона.
«Наша зрительная система привыкла отметать информацию об источнике освещения и черпать информацию о действительно отраженном свете. Я изучаю индивидуальные особенности цветного зрения уже 30 лет и в этом случае вижу наибольшие отличия в индивидуальных восприятиях из всех, что я видел», — говорит Джей Нейтц, нейрофизиолог из Университета Вашингтона.
Кстати, меньшинство оказалось право: платье было черно-синим, а не бело-золотым.
Жертвы насилия и сексуальный наряд на Хеллоуин
Интернет-пользователи узнали правду, но на этом история не завершилась: девушки со всего мира захотели приобрести необычное платье — так продажи наряда возросли в сотни раз. Вскоре благотворительное общество «Армия спасения» запустило социальную рекламу против насилия над женщинами — и на рекламном плакате появилось «платье раздора».
На плакате изображена блондинка в ссадинах и синяках, а надпись звучит следующим образом: «Так тяжело увидеть черное и синее? Одна из шести женщин — жертва насилия».
А накануне Хеллоуина интернет-пользователи активно обсуждали появившийся в продаже наряд, одна половина которого была темно-синей, другая — бело-золотой. Короткое и сексуальное платье было создано специально для «празднования ночи накануне Дня всех святых».
Одновременно с этим ученые продолжали заниматься исследованиями загадочного платья.
Например, международная команда специалистов выяснила, что восприятие цвета наряда зависит от пола и возраста испытуемых: женщины, а также пожилые люди чаще говорят о бело-золотом, в то время как молодые люди — о черно-синем платье.
А группа исследователей из Рурского университета в Бохуме выяснила, что в момент демонстрации платья у тех, кто воспринимает его бело-золотым, активируются такие участки мозга, как лобная медиальная извилина, верхняя и нижняя теменные доли, височная средняя и нижняя лобная извилины.
Известно, что лобные области мозга отвечают у человека за такие высшие когнитивные функции, как селективное внимание и принятие решений, в то время как теменная область отвечает за обработку зрительных сигналов из затылочной области.
Опыт с платьем показал, что его восприятие определяется так называемым нисходящим механизмом (top-down) в зрительной системе, который, как было доказано ранее, запускается при восприятии нами оптических иллюзий.
По словам ученых, их открытие подтверждает ранее высказанные предположения о том, что высшие когнитивные функции человека отвечают за различия в восприятии объектов наподобие платья.
Куда исчез банан
Кстати, недавно в интернете возник новый спор — правда, уже не по поводу платья, а по поводу таблетки. Пользователи социальных сетей подолгу рассматривали картинку с двумя пилюлями в ладонях. Исходя из опроса BuzzFeed, 63% пользователей видели две серые таблетки, 37% — синюю и красную. На самом деле обе пилюли были серого цвета.
И история с таблетками, и история с платьем доказывают, что интернет-пользователи любят поломать голову над спорными и неоднозначными задачами. Лишний тому пример — головоломка с бананами, кокосами и яблоками, которую опубликовала в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) жительница Канады Лиза Уолке. «Вы можете решить эту задачу? Я, честно говоря, понятия не имею! Надеюсь, что вы, ребята, мне подскажете», — написала Лиза на своей странице.
Более 2,3 млн пользователей оставили под картинкой комментарии со своим вариантом ответа. Некоторые комментаторы указывали, что головоломку невозможно решить.
На самом деле сложность загадки заключается в том, что в последнем «уравнении» число фруктов меняется: одна из расколотых половинок кокоса исчезает, а бананов в связке становится меньше.