Существует ли сказка?
Западный мир отмечает Рождество, и, пока все ждут праздничных чудес, радуются и проникаются новогодним настроением, где-то снова активизировались те, кто отрицает существование Санта-Клауса, Деда Мороза и их зарубежных коллег. Однако на каждый их аргумент находится ответ, приемлемый с точки зрения науки. Издание The Guardian опубликовало наиболее типичные аргументы отрицателей новогодней сказки и ответы на них.
Как Санта может выживать в течение длительного времени при отрицательных температурах?
Санта-Клаус обладает характерными чертами, в частности густой бородой, которая помогает ему сохранять тепло. С другой стороны, многолетнее проживание в условиях экстремального холода требует повышенного потребления углеводов, а рацион дедушки состоит из довольно калорийного печенья и молока.
Как сани, нагруженные миллионом игрушек, могут взлететь?
Ученые предполагают, что на них оказывает влияние квантовая сингулярность и что у Санты есть возможность пользоваться небольшой черной дырой. Это дает Санта-Клаусу возможность исказить пространство и время, так что посещение каждого ребенка в течение одной ночи становится возможным.
Как Санта узнает, хорошо ли вел себя ребенок в течение года?
Во-первых, во времена существования интернета узнать информацию о любом человеке не так уж сложно, а во-вторых, раньше Санта мог анализировать детский почерк и письма. Правда, современной наукой доказано, что по почерку практически невозможно сделать точные выводы о характере человека, а графология носит статус скорее лженауки, но Санта-Клаус все-таки может посмотреть, например, на количество ошибок и сделать вывод, много ли внимания ребенок в уходящем году уделял учебе.
Молоко за вредность
Значит, Санта все-таки есть? Тогда на него наваливается тяжелая ноша. Профессия Санта-Клауса вредит его здоровью, и этому посвящено исследование Себастиана Страубе из Альбертского университета, опубликованное в The Journal of Occupational Medicine and Toxicology. Популярные изображения Санты наводят на мысль, что дедушка предрасположен к сердечно-сосудистым заболеваниям. Об этом говорит, во-первых, его полнота, а во-вторых — его привычка курить трубку (последнее, к счастью, встречается все реже). К тому же
риск такого рода заболеваний возрастает из-за стрессовой работы: в рождественскую ночь на Санту наваливается куча дел, а в темное время суток работать не стоит никому.
Потребление молока и печенья вряд ли соответствует рекомендациям большинства национальных министерств питания, и никаких физических упражнений Санта-Клаус, похоже, не выполняет.
Вдобавок в рождественскую ночь Санта пересекает несколько часовых поясов, и его биоритм может быть сбит. Отдельное внимание стоит обратить на риск Санты пострадать от перегрева — теплый костюм не способствует правильному теплообмену в жарком климате (ведь волшебник привык к экстремальному холоду, а в ночь на 25 декабря он должен побывать в нескольких широтах). Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья США также обеспокоен возрастом Санты, ведь этот фактор играет не последнюю роль в состоянии здоровья любого человека. Учитывая все вышеуказанные пункты, врачи указывают Санта-Клаусу на необходимость пройти медицинский осмотр.
Праздник живота
Впрочем, ученых волнует не только полнота Санта-Клауса, но и детское ожирение, а также привычки, ему сопутствующие. Исследователи решили проверить, действительно ли дети, страдающие от избыточного веса, чаще других связывают Рождество и Новый год с едой. Результаты эксперимента оказались весьма неожиданными.
Культура торжественных мероприятий неразрывно связана с едой, и наступающих праздников это касается даже в большей степени. В западных странах культивируются рождественский пудинг и индейка, для нас Новый год ассоциируется в первую очередь с мандаринами и оливье. Праздничная атмосфера оказывает не меньшее влияние на наш аппетит, чем внешний вид еды и ее запах. До этого ученые обнаружили, что у людей с избыточным весом аромат еды вызывает большее желание съесть ее, чем у людей с нормальной массой тела. Другая исследовательская группа выяснила, что
внешние стимулы, например просмотр телевизора, вынуждают людей есть больше.
Целью последних исследований диетологов из Германии было выяснить, как на потребление пищи влияют праздники, в частности, ассоциируются ли с едой праздники у детей. Исследование было опубликовано в журнале Appetite.
В эксперименте участвовали 111 школьников в возрасте от 10 до 13 лет без каких-либо заболеваний, связанных с обменом веществ. Их задачей было придумать по пять ассоциаций к пяти словам, так или иначе связанных с отдыхом: «Рождество», «каникулы», «карнавал», «день рождения» и «выходные». Затем ребенок должен был выбрать одну из восьми наград, четыре из которых были несъедобными (игрушка, браслет, кубик Рубика или фингерборд), а оставшиеся четыре — пригодными для еды (шоколадные батончики, жевательные конфеты). По окончании эксперимента участников взвесили и определили их индекс массы тела (ИМТ).
В результате выяснилось, что в среднем дети написали по два слова (из 25), связанных с едой. Ученые предположили, что число ассоциаций праздника с едой положительно связано с весом ребенка, однако, к их удивлению, коэффициент корреляции оказался отрицательным. Это значит, что чем выше был индекс массы тела ребенка, тем меньше ассоциаций, связанных с едой, он назвал. Исследователи связывают такие данные с тем, что
детям с нормальным или недостаточным весом определенные продукты дают есть лишь по особым случаям, в то время как родители детей, чей ИМТ выше нормального, вероятно, дают им сладости и калорийную пищу гораздо чаще.
То есть, если ребенку разрешают пить газировку только по праздникам, вероятность того, что он упомянет ее при ассоциации с Рождеством, гораздо выше.
Рождество видно из космоса
А что еще может ассоциироваться с Рождеством, кроме еды? Разумеется, праздничные украшения! Возможно, кто-то не украшает свой дом, зато на протяжении всего декабря мы можем наслаждаться гирляндами и огнями на улицах своего города. К тому же ученые из Национального управления океанических и атмосферных исследований США и NASA проанализировали снимки, сделанные спутником Suomi NPP, и обнаружили, что
в городах США освещение в праздничный период становится ярче на 20–50%.
Исследователи использовали снимки только тех городов, где не выпадает снег, так как у него очень высокая отражательная способность. На них было видно, что в плотно застроенных городских центрах яркость освещения возросла незначительно, в то время как в пригородах света стало существенно больше. Аналогичное исследование было проведено с космическими снимками Ближнего Востока в период празднования месяца Рамадан. Полученные данные помогут понять, каким образом лучше сократить потребление электроэнергии.
Физика на службе у Рудольфа
Если улицы городов и деревень под Рождество украшаются гирляндами и фонариками, то в ночном декабрьском небе все-таки царит темнота, которая иногда еще и сопровождается туманами и облачностью. Оленья упряжка Санты должна не потеряться в этом тумане — и физики объяснили, как именно вожаку упряжки оленю Рудольфу, известному своим ярко-красным носом, удается вести сани по верному курсу. Работа ученых была опубликована в журнале Frontiers for Young Minds.
Авторы исследования отмечают, что северные олени могут видеть излучение ультрафиолетового спектра, невидимое для человека и большинства млекопитающих. Кроме того, у оленей тапетум — особый слой сосудистой оболочки глаза позвоночных животных — летом окрашен в глубокий золотистый цвет, а зимой меняет цвет на густой синий. Золотистый тапетум, заставляющий глаза светиться в темное время суток, помогает ведущим ночной образ жизни животным видеть в темноте. Синий тапетум еще больше повышает способность оленей видеть синюю часть спектра видимого света.
Однако туман поглощает синий свет, а это должно мешать оленям Санта-Клауса передвигаться в подобных условиях.
Оттенок носа олененка Рудольфа больше всего приближен к цвету ярко-красных ягод растения под названием падуб. Физики измерили длину волны света, испускаемого красными ягодами падуба, и пришли к выводу, что свет, который излучает нос Рудольфа, является максимально эффективным средством освещения дороги в условиях тумана, когда ультрафиолетовая часть спектра становится практически невидимой.