Дербент — самый южный и древнейший город России, любой путешественник ощущает это уже по прибытии в него. Когда в Москве уже начался сезон луж и желто-красных листьев, город из бежевого известняка и сырцовых кирпичей все еще обжигает южное солнце, а Каспийское море дышит на него горячим воздухом.
Время в некоторых кварталах города будто остановилось: у древних стен с надписями на среднеперсидском языке сидят мужчины, перебирающие четки, по пыльным дорогам проходят женщины в пестрых одеждах и головных уборах. На горизонте среди маленьких низких домиков возвышаются минареты, и ветерок разносит по Дербенту священные напевы.
В такой атмосфере становится любопытно узнать, сколько же лет этому городу — музею под открытым небом.
21 ноября 2012 года президентом РФ Владимиром Путиным был подписан указ о праздновании в 2015 году 2000-летия города. Однако сами дербентцы настаивают на другом возрасте города, будучи уверенными, что их родной город на три тысячелетия старше. Так когда же был рожден Дербент?
Чор или Дарбанд
Топоним города, который в переводе звучит как «закрытые ворота / узел», был выбран неспроста: по небольшому коридору шириной около 3 км между предгорьем Большого Кавказа и Каспийским морем в древности кочевали племена из степей Юго-Восточной Европы на Ближний Восток. Однако благодаря воздвигнутым здесь фортификационным сооружениям проход этот полностью перекрылся.
Академик Иван Мещанинов полагал, что именно Дербент был упомянут урартцами в клинописной надписи как поселение Дарбани в VIII веке до н.э.: «Сардури (царь Урарту. — «Газета.Ru») говорит: «Я отправился, выступил я в поход на страну Мана, страну я завоевал, города сжег и разрушил, страну я разорил; мужчин и женщин угнал в страну Биайнили. Цитадель города Дарбани, укрепленную в бою, я завоевал, эту страну к моей стране я присоединил». Однако, хотя и имеется генетическая и языковая связь между народами Северного Кавказа и древними урартцами, географически Дербент и Дарбани, что в стране Мана, не совпадают: страна Мана находилась южнее и восточнее озера Урмия (Иран).
Принято считать, что изначально город Дербент назывался Каспийскими воротами.
Такое упоминание ученые находят у историка и географа Гекатея Милетского (VII в.), однако речь идет лишь о географическом объекте, а не о населенном пункте. Более того, Каспийскими воротами (Portae Caspiae) называли несколько коридоров: Албанские ворота — узкий проход у Каспийского моря в районе Дербента, ведущий в область Ширван, Аланские ворота (Дарьялское ущелье) и Горганские ворота (ущелье в южных отрогах Эльбурса, Иран), через которые пролегал путь кочевников из северного Кавказа в богатые Мидию и Персию.
В V веке до н.э. Геродот приводит сведения о Дербентском проходе, через который скифы преследовали киммерийцев, направляясь вдоль Каспийского моря. В последующие века периодически были упоминания о фортификационных сооружениях, существовавших в районе современного Дербента.
Топоним «Дербент», который относится именно к городу и крепости, которую мы видим сегодня, появляется позже. В V веке, когда Кавказская Албания (государство на территории современного Азербайджана, Грузии и Дагестана, возникшее в конце II века до н.э.) стала марзпанством Сасанидского государства,
иранские шахиншахи начали строить укрепленные поселения, крепости, оборонительные стены, которые должны были защищать северные границы их владений от кочевых племен гуннов, хазар и др.
Шахом Ездигердом II в 440-х годах были возведены сырцовые укрепления Дербента, которые перекрыли проход между горами и морем. В 560-х годах сырцовые стены полностью были заменены на мощные стены с каменной кладкой сасанидским шахом Хосровом I Ануширваном. Комплекс включал в себя расположенную на вершине отрога Джалганского хребта цитадель (крепость Нарын-Кала), две параллельные городские оборонительные стены — северную и южную — длиной 3,6 тыс. м, протянувшиеся вдоль склона до самого моря, и мощное фортификационное сооружение Даг-Бары.
Пространство между стенами (350–450 м) и представляло древний город с одноэтажными маленькими домами с плоскими крышами и узкими кривыми улочками между ними. Спустя несколько столетий береговая линия Каспийского моря изменилась, и часть южной стены оказалась под водой. Северная стена имела 46 башен, расположенных на расстоянии 70 м друг от друга, а южная — 73. В городе имелось 14 ворот, из которых до наших дней сохранились двое — в крепости, четверо — в южной стене и трое — в северной.
Цитадель была защищена и от самого города стенами. Здесь были построены великолепный ханский дворец (не сохранился), ханские бани, здание канцелярии, в котором решались важные политические вопросы и выносились приговоры узникам, темницы — зинданы. По каменным каналам и глиняным трубам из далеких горных источников в крепость поступала вода. На территории цитадели шумели фонтаны и были построены водохранилища.
В одном из них сегодня хранятся керамические сосуды разных периодов, найденные во время раскопок.
Даг-Бары (Горная стена), которую называют также Великой Кавказской стеной, брала начало с угла южной стены города и тянулась на запад по Табасаранским горам Большого Кавказа. Будучи мощным оборонительным сооружением своего времени длиной 42 км с фортами и десятками башен, сегодня она сохранилась лишь фрагментами.
По словам заведующего отделом археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, руководителя (с 1996 года) дербентской экспедиции Муртазали Гаджиева, научная деятельность которого связана именно с древним Дербентом, до перестройки оборонительного комплекса в 60-х годах VI века город носил название Чор или Чол. Именно так о нем упоминалось в армянских и грузинских рукописях.
Название Дарбанд, или Дербент, появляется во времена шаха Хосрова I Ануширвана.
Надпись на среднеперсидском языке, обнаруженная на северной стене, точно датирует время постройки каменного города Дербента — «37 год правления Хосрова I Ануширвана», то есть 568 год н.э. Город Дербент упоминает в своих трудах армянский ученый VII века Анания Ширакаци.
Однако если название города появилось не раньше VI века, то откуда же все-таки возраст 2000 и 5000 лет?
Про 5000 лет нигде не написано
Каждая из предложенных датировок принадлежит ученым, которые на протяжении десятков лет работали в дербентской экспедиции.
5000-летним возрастом датирует памятник Александр Кудрявцев, профессор исторического факультета Ставропольского государственного университета, руководивший дербентской экспедицией в 1971–1991 годах. За основу такой датировки он берет существовавшее здесь задолго до возведения крепости иранскими шахами поселения эпохи ранней бронзы. Памятник куро-араксской культуры исследовался лишь в 1980-е годы. Во время раскопок были найдены характерные для этой культуры чернолощеные сосуды и глиняные антропоморфные фигурки.
Но насколько правомерна подобная датировка?
Как известно, многие крепости в мире, и в частности на Кавказе, возводились на месте более ранних памятников. Во все времена человечество старалось строить поселения, города и укрепления в наиболее удобных местах: при выборе места учитывалось наличие поблизости водных источников, источников сырья, доминирующее положение над окрестной территорией, а также возможность использовать особенности ландшафта в оборонительных и хозяйственных целях.
Поэтому зачастую раскопками памятников на холмах выявляются культурные слои различных эпох, которые могут отражать как непрерывность, так и большие промежутки между фазами обитания. Датировать памятник последней фазы заселения временем самых нижних слоев можно лишь в том случае, если все слои принадлежат одной культуре.
Однако памятник эпохи ранней бронзы куро-араксской культуры не имеет отношения ни к дербентскому фортификационному комплексу, ни к самому Дагестану.
Как известно, куро-араксская культура, носителями которой были индоевропейские племена, возникнув чуть раньше IV тысячелетия до н.э. на смежной территории Южного Кавказа, Нахичевани и Анатолии, в течение 1000 лет распространилась в соседние области, дойдя на юге аж до Израиля, а на севере — до Северного Кавказа. Нам неизвестно, как называли куроараксcцы дербентский холм, так как письменности у них еще не существовало.
Следуя примеру с удревнением Дербента, можно было бы заново переписать историю известных сегодня памятников, возведя некоторые аж ко временам неандертальцев.
Вторая точка зрения по поводу датировки памятника принадлежит Муртазали Гаджиеву, который, с одной стороны, называет официальную дату памятника 1447 лет (основываясь на надписи с самым ранним упоминанием города Дербента), с другой — называет дату 2000 лет как весьма условную, юбилейную дату основания первых укреплений в Кавказской Албании. С 2012 года Гаджиевым исследуется небольшая территория за южной стеной крепости — в лесу, где слои памятника относятся к досасанидскому времени.
Как бы ни датировалась Дербентская крепость, она все же является уникальным памятником. Сегодня в комплекс Дербентского заповедника входят такие интересные памятники, как мечеть VIII века «Джума», которая входит в пятерку самых древних мечетей в мире, а также является древнейшей на территории СНГ, армянская церковь 1870 года, землянка, в которой жил в августе 1722 года Петр Первый, и др. Ворота стен города также представляют немалый интерес. Каждые носят свое название: Средние ворота, Ворота 40 воинов, Водяные ворота, Ворота Воскресения, или Судного дня и др. Некоторые из них украшены высеченными из камня головами львов — талисманом города, а некоторые носят таинственные знаки, оставленные зороастрийцами.
«Такого ремонта мы не видели давно»
К юбилею города на некоторых памятниках проводятся восстановительные работы. Крепость Нарын-Кала полностью отремонтирована. Цитадель предстанет перед посетителями во всем своем великолепии. В здании канцелярии откроется музей, где будут выставлены археологические находки. Гауптвахта XIX века удивит туристов огромным макетом города. Отреставрированы также домик Петра Первого и мечеть «Джума». В некоторых кварталах города также кипит работа: выкладывается асфальт, обновляется плитка на тротуарах, проводится косметический ремонт фасадов многоэтажных домов и крыш. Город в горах песка, щебня и в лесах. Рекламные щиты заменены плакатами с изображением Владимира Путина, но даже они противоречивы:
некоторые носят надпись «Дербент-2000. Welcome to Derbent!», другие — «Дербент — 5000 лет мировой истории».
На площади Свободы акриловыми красками нарисован огромный ковер размером 1,5 тыс. кв. м.
«В Дербенте существует десять топовых памятников, которые датируются от VI до XIX века и которые также необходимо восстановить, — это караван-сараи, бани, мечети, старые дома и улицы. Все это привлечет больше туристов, и Дербенту будет оказано должное внимание. Ведь он уникален. Это музей под открытым небом», — говорит директор заповедника Али Ибрагимов.
«У нас было много хлопот, нам было не до этого, как всегда, мы все в последний день делаем, но, я уверен, все будет сделано буквально за 30 минут до начала», — сказал президент республики Рамазан Абдулатипов журналистам, посетившим город накануне празднования.
Мнения жителей города по поводу юбилея, основные торжества по случаю которого проходят 19 сентября, разнятся.
Многие не скрывают радости: «Наш город наконец-то благоустраивается: наконец-то нам починили дороги, город ночью стал лучше освещаться. Такого ремонта мы не видели давно. И у многих безработных жителей появилась хорошая возможность заработать».
Однако есть и недовольные: «Это не наш праздник. Это праздник президента. За такие затраты на благоустройство города и подготовку к празднованию юбилея придется расплачиваться нам, обычным жителям, и смиряться с повышением цен».
Автор — младший научный сотрудник Института археологии и этнографии Национальной академии наук Республики Армения