Земля-Матрица в иллюминаторе
Инновационный процесс находится в постоянном поступательном движении. Каждая новая технология порождает следующие, но наблюдать эту волну в состоянии очень немногие. Наиболее уважаемые среди предсказателей будущего — сами уважаемые ученые и практики. В своем прочтении грядущего они опираются на свои знания и опыт, на анализ прорывных результатов работы научных и технологических лабораторий, на взаимодействие с пионерами новейших разработок, о которых пока миру не известно почти ничего.
Согласно видению Рэя Курцвейла, технического директора Google и признанного футуролога, «к 2039 году наномашины будут имплантироваться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток головного мозга, что приведет к виртуальной реальности «полного погружения»; многие люди добровольно станут киборгами, а из-за обилия имплантатов будет переосмыслен и сам термин «человеческое существо»... Появятся компьютерные имплантаты с прямым подключением к мозгу и отдельным группам нейронов. Они будут способны наделить человека сверхспособностями». По Курцвейлу, в 2045 году наступит «технологическая сингулярность»* и Земля превратится в один гигантский компьютер.
Примерно в том же ключе мыслит и другой всемирно известный футуролог, профессор теоретической физики Городского университета Нью-Йорка, один из создателей струнной теории поля Митио Каку. Он проинтервьюировал несколько сотен ведущих ученых мира, проводящих свои изыскания на зыбких границах между фантастикой и реальностью: они считают, что где-то к 2045–2050 году электронные чипы будут вживлены во все предметы, которые окружают человека, и даже в большинство людей. Чипы будут следить за состоянием здоровья своего обладателя, улучшать его память, погружать его по его желанию в виртуальную реальность.
Не все согласны с теорией сингулярности, но всем абсолютно ясно одно: будущее — не за той цивилизацией, которая торгует своими полезными ископаемыми, а за той, которая делает ставку на интеллектуальные продукты. В конечном итоге союз человеческого и искусственного интеллекта подчинит себе страны и народы, отстающие в научном и технологическом развитии. В свое время неандертальцы сошли с арены только потому, что гомо сапиенс были умнее.
США уходят в ГТО
Пока главным претендентом на модерирование наступления эры технологической сингулярности являются Соединенные Штаты Америки.
Одно из ключевых умных решений для совершения качественного прорыва к развитию новейших технологий США приняли в 1957 году. Тогда находящийся на пике своего могущества Советский Союз запустил на орбиту Земли первый искусственный спутник, а озадаченные достижениями русских американцы создали секретное агентство DARPA, которое было призвано разрабатывать новые, прорывные технологии, прежде всего по заказам минобороны.
В частности, DARPA разработала закрытую электронную сеть для армии США, которая позже дала жизнь интернету. В недрах агентства была разработана система GPS, которая изначально предназначалась для наведения ракет из космоса, а позже перешла «на гражданку», став основой для создания мобильной телефонии и систем позиционирования. Одним из первых отпрысков DARPA стало и NASA.
Западные исследовательские центры после расшифровки в 2003 году генома человека группой профессора Джеймса Уотсона под эгидой Национальной организации здравоохранения США задумались над решением задачи оцифровки человеческого мозга и создания компьютерной версии человеческого сознания, нейрон за нейроном. В январе 2013 года Барак Обама объявил старт проекта BRAIN (Brain Research Trough Advancing Innovativ Neurotechnologies — изучение мозга через продвижение инновационных нейротехнологий). Было объявлено, что на него будет выделено из федеральной казны США порядка $3 млрд.
Примеры таких впечатляющих программ и исследований, реализуемых сейчас в лабораториях Америки, Евросоюза, Австралии или Японии, можно продолжать очень долго. Количество обязательно перерастает в качество. Это означает, что США вместе со своими стратегическими союзниками все ближе к глобальному технологическому отрыву (ГТО), который позволит им зафиксировать свое лидерство с помощью создания и управления глобальной Матрицей.
Танк «Армата» против Матрицы
Понимаем ли мы, насколько драматично сейчас отстала наша наука, в том числе и военная, от передовых разработок? Понимаем ли мы, гордясь новейшим танком «Армата», что это оружие является грозным только для локальных войн и что в гипотетической глобальной неядерной войне ближайшего будущего победит тот, кто создал наиболее совершенное электронное оружие, способное в том числе и легко смести танковую колонну, для чего можно просто нажать на несколько кнопок, сидя в комфортном кресле в паре десятков тысяч километров от зоны военных действий?
Мы, конечно, можем всего не знать: у государства ведь могут быть и секреты. Если проанализировать Программу инновационного развития России до 2020 года, из нее не видно, что мы пытаемся просчитать реальные риски от увеличения интеллектуального разрыва между нами и западной цивилизацией и встроить это понимание в логику стратегии своего развития.
Ключевая задача государства сейчас — начать выстраивание своих внутренних и международных институтов таким образом, чтобы защитить страну и ее граждан от интеллектуального порабощения.
Давайте только оставим мысли о том, что мы вечно будем ехать на ядерном сдерживании. Да, сейчас это работает, нас боятся, но технологическая сингулярность — это совершенно новая реальность, когда люди научатся использовать свой мозг намного эффективнее, а роботы все больше будут похожи на людей, и осознать эту реальность человеку из дня сегодняшнего очень непросто. По мнению автора этих строк, чтобы наши дети и внуки не стали узниками глобальной Матрицы, нужно предпринимать некоторые упредительные меры.
Мера 1. Нет — утечке мозгов
Нужно максимально сосредоточиться на удержании наиболее талантливых ученых и на революционных высокотехнологичных разработках, которые в случае внедрения и реализации в стратегической перспективе могут создать «защитное поле» от попадания страны в интеллектуальное рабство.
Ученый-публицист Каку в другой своей книге «Будущее физики» пишет: «Не исключено, что страна, которой удастся первой найти подходящую замену кремнию, будет определять судьбы мира». Вот вам первая возможность! Согласно закону Мура, благодаря совершенствованию технологии вытравливания кислотой на кремниевой подложке микросхемы количество транзисторов, размещаемых на кристалле, удваивается каждые 24 месяца. Однако действие закона Мура через несколько лет должно закончиться, так как наступает предел количества атомов, которые могут разделять линии интегральной схемы. В связи с этим некоторые даже предсказывают возможное увядание Кремниевой долины.
Пока сложно представить, что именно Россия в состоянии предложить здесь какое-то решение.
В связи с этим нельзя недооценивать интеллектуальные потери, которые государство долгое время не замечало. После начала перестройки к 2007 году из страны уехало более 200 тысяч ученых. Вспомним Андрея Гейма и Константина Новоселова, ныне профессоров Манчестерского университета, российских по происхождению ученых — нобелевских лауреатов 2010 года, изобретателей нового сверхматериала графена. Возможно, именно графен совершит новую революцию в проектировании микросхем.
Мера 2. «Мягкая сила» в политике
Для достижения успеха в глобальной конкуренции недостаточно только усилий инновационно-технологического блока государства. Огромную роль нужно отвести дипломатии, внешнеполитическим и внешнеэкономическим связям. В идеале России необходимо, не отступая от своей концепции многополярного мира, начинать двигать народы к созданию полноценного глобального «мирового правительства» по модели Евросоюза (и с учетом его ошибок), по формированию планетарного законодательства, защищающего интересы и развивающихся государств, и стран третьего мира, равняющего их в правах с сильнейшими странами, Понятно, что процесс должен носить этапный характер. Это законодательство должно защитить нас и другие выпавшие из обоймы развивающихся стран государства от интеллектуального порабощения.
Необходимо в тесной ассоциации со странами БРИКС создавать «вторую силу», которая, особенно с учетом растущей мощи Китая, могла бы стать реальным противовесом и партнером для экономического и интеллектуального взаимодействия с похоже совсем не виртуальным «тайным мировым правительством», объединяющим влиятельнейшие финансовые и политические круги США, Европы и Японии при очевидном главенстве тех же Соединенных Штатов.
России необходимо приложить все усилия для того, чтобы сохранить и приумножить свой авторитет в мировой политике — с помощью «мягкой силы», с помощью удержания и усиления пула влиятельных стран-союзников, с использованием уникального географического положения и природных ресурсов. России нужна политическая стабильность и катастрофически важна ликвидация ее родовых болезней — коррупции и неэффективности государственного аппарата. Необходимо также развязать руки малому и среднему бизнесу, который является планктоном, основным питательным элементом здоровой экономики.
Фантазия 1. Мировой компьютер — путь к единому Богу
На планете существует множество религиозных конфессий, из которых основных — четыре: христианство, иудаизм, ислам и буддизм. Все они посредством «клемм» миллионов своих апологетов и сподвижников подключатся через встроенные вокруг себя и в себя чипы к «мировому компьютеру». Наверняка этот процесс поможет религиям стать более толерантными по отношению друг к другу в перспективе.
Цивилизация вместе со всем багажом ее интеллекта и духовности будет загружена в «умное» электрическое облако, которое окутает Землю до границы с космосом через эскадры спутников связи, и очень важно, чтобы при этом у различных конфессий не возникало «помех» и «отключений». По всей видимости, это будет гигантский шаг к межконфессиональной толерантности, хотя путь человечества к единому Богу будет непрост.
Вспомним, что многие великие отечественные философы и мыслители отводили России особую судьбу, ощущали ее особую духовность. Возможно, ее роль объединителя духовных скреп мира как-то может воочую проявиться при загрузке человечества в эту глобальную Матрицу.
Фантазия 2. Мировой компьютер — связь с инопланетным разумом
Наконец, я хочу отметить совершенно новые опасности, с которыми может встретиться человечество, создав «мировой компьютер». Позволю себе футуристический этюд.
В обозримом с помощью нынешних оптических средств для изучения космоса пространстве — порядка 100 млрд галактик. В одной нашей Галактике известно более тысячи планет, и на некоторых из них условия вполне сопоставимы с земными, включая наличие воды и близкие к земной силу притяжения и температурные характеристики. Иными словами, вероятность того, что где-то в космосе есть неземная жизнь, равняется 99,999999999...%. С точки зрения теории вероятности допустить, что на всех этих планетах нет жизни, невозможно.
Так почему же до сих пор представители инопланетного разума не пожаловали к нам в гости? Представьте себе, что далекая цивилизация может сейчас просто спокойно ждать, когда Земля превратится в «компьютер», чтобы с помощью мощного лазера передать в электронную оболочку нашей планеты команду и подчинить ресурсы Земли и наших с вами потомков своей воле. С минимумом затрат! А мы сейчас просто созреваем, как плод, для уже запрограммированного вторжения чужого разума.
Этой фантазией я хотел показать, что наш мир становится все более хрупким, а технологии становятся настолько сложными, что человечество, войдя в эпоху технологической сингулярности и потеряв контроль за стремительным развитием технологий, может подвергнуть себя рискам совершенно нового порядка, и на Земле сегодня еще не созданы лаборатории и институты, способные хоть как-то оценить эти риски. Это еще один аргумент за то, что для обеспечения плавного вхождения человечества в мир технологической сингулярности нужно объединить силы всего человечества.
Существует ведь и другая версия того, почему к нам до сих пор не явился инопланетный разум: просто этносы на каждой из этих миллиардов обитаемых планет, о возможности существования жизни на которых рапортовали ученые, не смогли друг с другом мирно договориться.