В пятницу утром из аэропорта Мурманска вылетел рейс по странному маршруту: Мурманск — Мурманск. На табло стойки регистрации пункт назначения данного рейса выглядел более расширенно: «Район полного солнечного затмения». Полоса полного солнечного затмения 20 марта 2015 года пролегла вдалеке от материковой части: из суши она задевала лишь Фарерские острова и архипелаг Шпицберген. Но если нет комфортных условий для наблюдений затмения с Земли, то почему бы не отправиться в воздух? Эта идея не нова: в XX веке советские астрономы под руководством Иосифа Шкловского уже проводили наблюдения, направив специально оборудованный Ту-104 лететь вдоль полосы полной фазы,
и получили весьма важные для понимания физики Солнца сведения. Нечто подобное удалось осуществить и в пятницу.
Одним из авторов идеи данного рейса стал научный руководитель обсерватории «Ка-Дар» и учредитель образовательного проекта «Интеллект-тур» Станислав Короткий, чьи комментарии на тему наблюдательной астрономии регулярно появляются на страницах отдела науки «Газеты.Ru».
Он пояснил, как удалось организовать рейс.
«Прошлой осенью, в конце октября, мы летели из Мурманска в Москву и буквально сразу после взлета увидели полярное сияние. Мне удалось сделать красивый снимок — северное сияние над Хибинами. Я выложил снимок в сети «ВКонтакте», где получил совет распечатать его и отправить в авиакомпанию «Нордавиа» — ведь летели мы рейсом именно этой компании. После этого у нас завязалось общение с пилотами компании, и в какой-то момент мы начали общение на тему возможности наблюдения полного солнечного затмения с борта самолета. При помощи мурманского новостного агентства «Би-Порт» мы смогли организовать этот рейс. План полета разрабатывался в течение месяца, а в феврале владелец авиакомпании — «Норильский никель» дал добро на организацию рейса и набор пассажиров».
В силу небольшой продолжительности затмения было решено, что Солнце во время полной фазы смогут увидеть только пассажиры, находящиеся у правого иллюминатора.
Этот момент вызывал большие опасения и у организаторов — мол, не подерутся ли за место «под Солнцем» пассажиры левого и правого бортов. Но все прошло весьма мирно: пассажиры у правого борта в большинстве своем не оставили соседей, так что все сполна насладились природным явлением.
За час до прибытия в лунную тень командир корабля лично прошелся по салону, где почувствовал себя настоящей звездой: практически каждый пассажир попросил его об автографе. «Я прямо как Сергей Мозякин», — заявил летчик, вспомнив известного российского хоккеиста.
Пилот вел себя невозмутимо и даже заявил, что это не самый интересный его рейс: «Я еще на разведку рыбы летал и на поиск полезных ископаемых».
Полная фаза затмения должна была продлиться чуть больше двух минут, но корреспондент «Газеты.Ru», который до этого был свидетелем четырех полных солнечных затмений, по своему опыту знал, что обычно полная фаза длится чуть больше, чем указывается в эфемеридах. Полная фаза в итоге продлилась почти две минуты тридцать секунд, что, в частности, позволило большему количеству пассажиров увидеть затмение.
Кульминация затмения — полная фаза — интересна астрономам тем, что она позволяет с Земли разглядеть солнечную корону — внешние слои солнечной атмосферы, температура которых достигает нескольких миллионов градусов. По форме короны можно сделать выводы о том, в какой стадии активности находится Солнце.
Форма короны, которая была сейчас на затмении, лишний раз продемонстрировала, что Солнце сейчас весьма активно — это, впрочем, очевидно из факта наблюдения северного сияния в ночь на среду над Москвой, что происходит раз в несколько лет.
«Корона на кадре показала необычную структуру, ее ширина составила примерно полградуса, при этом был виден один немного закручивающийся «ус». Протуберанцы наблюдались в основном с левого края солнечного диска, было около трех-четырех ярких», — пояснил Короткий.
Среди пассажиров были астрономы — как профессионалы, так и любители. В их числе были победители Московской городской олимпиады школьников по астрономии.
«Перед началом поездок у меня очень часто бывает грустное настроение, — рассказал «Газете.Ru» один из победителей Московской городской олимпиады одиннадцатиклассник Руслан Акметдинов. — По мере этой поездки оно у меня изменилось в связи с полярным сиянием в самолете из Москвы в Мурманск, настоящей зимой в Мурманске. В затмении сначала меня поразило, как Луна закрывает кусочек Солнца. Но полная фаза была гораздо круче. Чувствовалось какое-то спокойствие и грандиозность события: огромное солнце теряет свой блеск из-за маленькой Луны».
«Для меня этот полет — очень большое событие. Я раньше никогда даже частную фазу не видел, а теперь — сразу полную. Меня это очень поразило. И еще я впервые, когда летел в Мурманск, побывал на самолете и впервые в своей жизни увидел северное сияние. Это меня тоже поразило, но, конечно, не так сильно, как затмение, особенно полная фаза. Очень красиво выглядит корона», — рассказал «Газете.Ru» победитель Московской олимпиады восьмиклассник Иван Старостин.
Поскольку у всех пассажиров это был первый опыт наблюдения затмения, некоторые вещи удалось установить лишь экспериментальным путем.
«Во время полной фазы мне приходилось придерживать спинку впередистоящего кресла, чтобы оно не сбило штатив с фотоаппаратом, который и так держался на грани сваливания, — поделился своими эмоциями Кирилл Гришин, еще один победитель олимпиады. — Чтобы штатив не свалился, мы придерживали его противовесом в виде бутылок с водой, примотанных изолентой. Съемку мы осуществляли так называемой экспозиционной вилкой, то есть каждый последующий кадр имел выдержку короче предыдущей. Данный метод позволил получить снимки солнечной короны на разных расстояниях от Солнца: от самой близкой — внутренней — до самой далекой — внешней».
«Съемка с фокусным расстояние более 500 мм смысла не имела — не идеально прозрачные иллюминаторы и тряска не позволяли хорошо сфокусировать, — рассказал Станислав Короткий после того, как затмение закончилось. — Более короткие давали хорошую картинку. У многих участников рейса получилось заснять лунную тень, бегущую по поверхности Земли. Но в целом я считаю, что научная программа была выполнена весьма успешно».
Дав комментарий корреспонденту «Газеты.Ru», научный руководитель экспедиции неожиданно положил начало задуманному им флешмобу: часть пассажиров подняла шарики, а Станислав громко сделал предложение руки и сердца своей девушке. Та, безусловно, согласилась.