На протяжении нескольких последних десятилетий урбанисты и экономисты провели множество исследований, касающихся закономерностей развития городов. Ученые сумели выяснить, что городская инфраструктура развивается гораздо медленнее, чем увеличивается население города, но, с другой стороны, даже незначительный прирост количества жителей вызывает значительный скачок в производстве экономических благ.
Это связано с тем, что уровень производительности общества зависит не от числа занятых людей, а от количества связей, возникающих между работающими членами того или иного общества.
Ранее ученые предполагали, что принципы городского развития применимы для описания лишь современных городов с развитой инфраструктурой, транспортной сетью и наличием торговых связей с другими городскими образованиями. Группа специалистов под руководством Скотта Ортмана из Колорадского университета в Боулдере (США) изучила процессы развития около полутора тысяч городов и поселений, располагавшихся на территории современной Мексики с 1150 года до н.э. вплоть до 1520 года, конца ацтекского периода. Результаты работы ученых доказали: принципы урбанизации применимы ко всем поселениям вне зависимости от их размера или степени развитости экономики. С полным отчетом о работе исследователей можно ознакомиться в журнале Science Advances.
В первую очередь ученые обратили внимание на соотношение численности населения и количества культовых и административных сооружений. Мезоамериканские общества доколумбовой эпохи славились своей монументальной архитектурой: пирамидами, дворцами, городскими площадями. Эти сооружения строились преимущественно за счет использования неоплачиваемого труда (в поселениях того времени действовала система, при которой каждый человек должен был бесплатно отработать на государство определенное количество дней в год), а 85% стоимости постройки здания приходилось на затраты для перевозки строительного материала на нужное место.
Именно поэтому исследователи приняли архитектурный объем зданий за выражение производительности труда населения города.
Специалисты сравнили численность населения городов и архитектурный объем построенных там сооружений. Результаты показали, что объем зданий увеличивался гораздо быстрее, чем росло население города. Например, при населении 200 человек архитектурный объем культовых и административных зданий составлял 133 куб. м, город с населением 1850 человек обладал зданиями с объемом 3414 куб. м, а рост числа людей до 2200 человек увеличивал объем зданий до 11 667 куб. м.
Далее группа Скотта Ортмана выяснила, как рост численности населения городов влиял на расширение территории поселения, число домов и их жилую площадь. Результаты работы показали, что реальное положение вещей соотносилось с теориями урбанизации:
площадь городов и жилое пространство расширялись не так быстро, как росло население.
Ученые заявляют, что сделанные ими выводы доказывают: все города развиваются по одним и тем же закономерностям, вне зависимости от степени развитости общества и экономики. Уровень производительности труда как в древних, так и в современных обществах зависит не от количества работающих людей, а от числа возникающих между ними социальных контактов и связей, а скорость развития инфраструктуры, как правило, отстает от темпов прироста населения.