В последние годы активно решается задача развития внутрироссийского туризма. В свете этого многие исторические села и деревни страны могут претендовать на то, чтобы стать новыми туристическими центрами. Одним из них могло бы стать село Нёнокса, расположенное в Архангельской области. Сейчас этот населенный пункт больше известен благодаря полигону, где испытываются баллистические ракеты для атомных подводных лодок — ведь рядом находится Северодвинск, центр атомного судостроения России.
По этой причине Нёнокса является закрытой зоной, и в настоящее время приехать в село и собственными глазами увидеть исторические достопримечательности не просто, так как нужно заказывать пропуск, который получить довольно сложно.
Кроме того, до села нет автомобильной дороги, по которой возможен круглогодичный проезд.
В ушедшем году корреспонденту «Газеты.Ru» удалось посетить Нёноксу и совместно со специалистами из Северодвинского и Нёнокского краеведческих музеев ознакомиться с главными достопримечательностями села: Троицкой и Никольской церквями, колокольней, солеварней и соляными амбарами.
В чем вся соль
Село Нёнокса находится в Архангельской области: на востоке Онежского полуострова, на берегу южной части Белого моря.
Первое упоминание о населенном пункте Нёнокса относится к 1397 году, когда великий князь Василий Дмитриевич издал грамоту с перечислением новых земель, отходивших под управление Московского княжества.
В числе поселений Двинского понизовья была упомянута и Нёнокса.
С 1471 года село стало известно своими соляными источниками. Были прорыты четыре соляных колодца, два из которых из-за слабости источников были заброшены еще в XVI веке. Оставшиеся продолжали действовать вплоть до ХХ века.
Технология солеварения была следующей: вдоль речки Нёноксы, с восточной стороны села, бурились скважины глубиной 10–12 метров. Периодически скважины наполнялась соленой водой (рассолом), который вычерпывался привязанными к длинным шестам ведрами. Этот процесс усовершенствовался только в XIX веке, когда ведра были заменены насосами-помпами. По специальным деревянным желобам рассол поступал в солеварни и выливался на црены — большие плоские сковороды, установленные над ямами, где постоянно горел огонь.
Выпаренную соль свозили в амбары. Два из них — XVIII века постройки — до сих пор стоят на берегу Нижнего озера.
Наивысший подъем Нёноксы как экономически значимого центра на берегах Белого моря пришелся на XVI век. Именно в то время выделились семьи крупнейших промышленников, которые занимались солеварением, ловлей рыбы и жемчуга. В 1764 году указом Екатерины II солеварни были изъяты у промышленников и отданы на оброк местным жителям: все нёнокшане получили свою долю в производстве, что послужило началом упадка производства соли. Петр I ввел монополию на продажу соли и установил государственные расценки. Солеварни Нёноксы постепенно разорялись.
В 1909 году Архангельские губернские ведомости сообщили, что 17 февраля 1909 года Нёнокский общественный соляной промысел прекратил свое существование. На некоторое время солеварение было возобновлено в годы Второй мировой войны, после чего окончательно заброшено.
Христос и варницы
Троицкая церковь изначально была построена в 1724 году, однако здание полностью сгорело и было восстановлено пять лет спустя, в 1729 году. Она знаменита тем, что является единственным в России деревянным пятишатровым храмом.
Ранее под главным шатром Троицкой церкви находились расписные деревянные небеса XIX века, на которых были изображены Христос и четыре евангелиста.
В настоящее время роспись, так же как и сама церковь, находится на реставрации. Ныне действующая Никольская церковь была построена в 1763 году, полностью отреставрирована.
Территория бывших солеварен занимает площадь 2,5 гектара. Сотрудница Северодвинского краеведческого музея Виктория рассказала, что раньше там располагалось около 20 варниц, и территория эта была окраиной села, а не центром, как сейчас. Необходимость выносить варницы в сторону от жилых домов была связана с тем, что на производстве соли круглые сутки поддерживался огонь, а это, разумеется, увеличивало вероятность возникновения пожаров. Сейчас можно увидеть остатки одной варницы, возраст которой археологи оценивают в 170 лет.
На территории усолья сохранились и остатки поддувальных коридоров — подземных ходов, создававших сквозняк и поддерживавших постоянный огонь в печах солеварен. Коридоры были обнаружены группой московских археологов в 2011 году.
Гостей больше, денег меньше
Несмотря на то что, по мнению историков, работы в Нёноксе хватит еще на много лет, сейчас раскопки не ведутся из-за недостатка финансирования.
Сотрудники местного музея, администрация села и местные жители ежегодно организовывают празднества в день рождения села — первую субботу, следующую после 12 июля (день памяти апостолов Петра и Павла), количество гостей с каждым годом становится все больше.
Основными проблемами является необходимость заранее составлять списки гостей, чтобы заказать для них пропуски на территорию Нёноксы, а также то, что исторические объекты до конца не восстановлены, да и территория рядом с ними постепенно зарастает травой.
Тем не менее историки, экскурсоводы, а также все неравнодушные местные жители надеются, что реконструкция Троицкой церкви, археологические раскопки и восстановление объектов солеваренной промышленности будут продолжаться. Кто знает, может, в скором времени Нёнокса станет одним из туристических центров российского Севера.