12 ноября 2014 года войдет в историю как день, когда людям впервые удалось произвести посадку космического аппарата на комету. Аппарат Rosetta пролетел за 10 лет 6 млрд км, на разработку миссии ушло 20 лет планирования и строительства аппарата. Над ее созданием трудились более 2 тыс. специалистов.
Несмотря на то что ученые ликовали, когда зонд «Филы», опустившийся на комету Чурюмова — Герасименко, начал подавать первые сигналы, выяснилось, что для радости поводов не больше, чем для опасений.
«Доброе утро, Земля! Доброе утро, комета», — написало в 12.21 мск Европейское космическое агентство.
Однако совсем добрым это утро назвать нельзя: из-за технических неполадок зонд «Филы» не смог выпустить гарпуны, предназначенные для закрепления на поверхности космического тела. Это привело к тому, что посадку на комету зонд совершал целых три раза — в 15.33, 17.26 и 17.33 по всемирному координированному времени (разница с Москвой — минус четыре часа). Причем при предпоследней посадке аппарат отскочил всего лишь на 3 метра, а после первой — на целых 455 метров. Однако доподлинно установить это удалось лишь утром, когда аппарат вновь стал подавать сигнал на Землю.
Несмотря на то что сигнал с зонда «Филы» стабилен, а данные с установленных на нем инструментов поступают на Землю, остаются поводы для волнения.
В частности, ученые не знают, достаточно ли в месте, где сел «Филы», солнечного света для подзарядки батарей зонда. Без подзарядки зонд будет работать на протяжении всего 64 часов.
Для подтверждения факта троекратной посадки ученые уже использовали измерения, полученные с инструмента ROMAP, который изучает магнитное поле кометы. Эта информация подтвердилась и данными, которые прислал инструмент MUPUS, используемый для поверхностного и подповерхностного измерения свойств кометы.
«Зонд полностью исправен, инструменты работают, камеры дают фотографии. Но пригарпуниться к поверхности не удалось», — написал один из ученых, занятых в эксперименте.
В то же время присылает данные и Ptolemy — инструмент определения и измерения доли стабильных изотопов, он необходим для понимания геохимии легких элементов, таких как водород, углерод, азот и кислород.
«Ждем не дождемся химии от кометы», — отмечают ученые.
А вот инструмент SD2 — бур для отбора проб — сегодня использоваться не будет. Для начала ученые хотят точно установить, где зонд сел, а затем, в зависимости от ситуации, начать брать пробы.
Бурить опасно и потому, что аппарат так и не выпустил гарпуны — начало операции может снова оттолкнуть «Филы» от кометы.
Пока же остается ждать красивых фотографий от инструмента ÇIVA, который начал радовать всех интересующихся снимками с шести микрокамер, работающих в инфракрасном и видимом спектре.