До последнего времени эта часть дна Мирового океана была для ученых терра инкогнита. Геологи говорят, что рельеф Марса сегодня лучше ими изучен, чем дно Индийского океана к западу от австралийского побережья.
Однако беспрецедентные по широте охвата поиски малайзийского самолета, пропавшего полгода назад, позволили впервые получить подробные карты и узнать много нового об этой части дна Мирового океана.
Самолет, на борту которого находились 239 человек, пропал 8 марта и до сих пор следов его падения не обнаружено —
в истории мировой авиации это первый случай столь долгих безуспешных поисков крупного пассажирского лайнера.
Благодаря спутниковым данным о последних сигналах с борта самолета специалисты смогли очертить узкую, но длинную арку вдоль австралийского побережья, где стоит искать его обломки. В настоящее время Австралия осталась почти единственной страной, чьи корабли по просьбе малайзийского правительства продолжают поиски корабля. Изначально в этих поисках принимали участие 26 стран.
Поиски координирует Австралийское бюро по безопасности на транспорте, это же ведомство оперативно анализирует и выкладывает для всеобщего обозрения подробные карты дна. Последние открытия поразили ученых: на полученных картах они впервые увидели неизвестные ранее горы,
превосходящие по высоте Монблан, и горные хребты, размер которых превышает Гранд-Каньон.
И все это на глубине 5 км под поверхностью океана.
В поисках самолета ученые открыли новые горные цепи, отдельные пики на которых имеют высоту более 1,5 км, котловины такой же глубины и даже потухший подводный вулкан, который выше американского вулкана Сент-Хеленс.
Поиски ведутся по обеим сторонам подводного хребта Брокен-Ридж примерно в 1,9 тыс. км от австралийского города Перт. Это площадь размером с Хорватию, где-то здесь, по расчетам специалистов, у лайнера должно было кончиться топливо.
Этот хребет образовался при разделении двух геологических платформ 20–100 млн лет назад. «Стоя там на равнине, вы бы видели горы, возвышающиеся над вами на высоту 3 км.
Европейские Альпы здесь выглядели бы как предгорья», —
рассказал доктор Саймон Боксалл, эксперт в области океановедения из Университета Саутгемптона.
По завершении картирования области площадью 41 тыс. кв. км австралийцы перейдут к подводной фазе поисковой операции. Она будет проводиться с использованием глубоководных аппаратов, которых будут тянуть десятикилометровым тросом над дном океана.
И чтобы аппараты не столкнулись с подводными скалами, необходимо картировать район поиска.
«Если мы не будем знать, что там находится, мы врежемся в гору», — пояснил Боксалл. По его словам, единственным способом строить карты дна остается эхолокация. «Мы не можем использовать обычные приемы, такие как радары и спутники. Ничего из этого не работает под водой. Вы не можете проникнуть в морские глубины с радаром или светом — все это работает только на поверхности. Поэтому у нас остается только звук, и это очень долгий процесс», — считает он.
Подводная фаза поисков должна начаться уже в октябре. Помимо обломков самолета сонары попытаются найти следы авиационного топлива.