Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Астроном оправдал импрессионизм

Охотник за звездами разгадал тайну главного шедевра Клода Моне

Картину родоначальника импрессионизма Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» изучил астроном из Техаса. Он смог установить точное время ее написания и «реабилитировать» великого художника.

Точно установить, когда была написана картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», давшая название целому направлению в живописи — импрессионизму, — и что конкретно на ней изображено, помогли исследования, проведенные американским астрономом, профессором физики Дональдом Олсоном из Университета штата Техас. Тем самым ученый реабилитировал имя великого живописца, косвенно обвиненного многими искусствоведами в некоторой неадекватности. Результаты своей работы Олсон опубликовал не в научном журнале, а в каталоге выставки парижского музея Мармоттан-Моне «Impression soleil levant, l'historie vraie du chef-d'oeuvre de Claude Monet» («Впечатление. Восходящее солнце». История шедевра Клода Моне»), которая будет проводиться с 18 сентября 2014 года по 18 января 2015 года.

На полотне, как известно, изображена гавань в Гавре, написанная художником из окна его номера в гостинице «Адмиралтейская». Рядом с подписью стоит дата — 1872.

Однако многие видные историки живописи до сих пор были уверены, что Моне ошибся и что на самом деле картина была создана позже, весной 1873 года, в документально подтвержденный период его пребывания в Гавре. Больше того, некоторые весьма влиятельные эксперты утверждали, что на самом деле на картине изображен не восход солнца, как утверждается в ее названии, а закат.

Получалось, что Моне перепутал и год, и время суток, то есть был немножечко не в себе, что, впрочем, свойственно многим гениям.

Дональд Олсон решил разобраться с этими нестыковками и проанализировал картину, применив методики, помогавшие ему в охоте за звездами. Для начала он изучил карты Гавра, изданные в XIX веке, и более четырехсот старинных фотографий города. Одна из этих фотографий, на которой наиболее четко был изображен фасад отеля, дала ученому возможность точно идентифицировать окно, из которого открывался вид на гавань, совпадающий с тем, что изображен на картине. Исходя из этого он установил, что солнце расположено там, где оно должно находиться через 20–30 минут после восхода.

Затем он занялся кораблями, запечатленными на картине. Гаврская гавань довольно мелководна, и большие парусники могли входить или выходить из нее только во время приливов, в течение всего нескольких часов в период самой высокой воды. Создав с помощью компьютера график тогдашних приливов и отливов, астроном вычислил 19 возможных дат написания «Впечатления», когда приливы и расположение солнца соответствовали изображенному на картине. Это могло произойти в конце января и середине ноября 1872 и 1873 годов.

Далее в ход пошла погода. Олсон сопоставил метеорологические наблюдения с полученными датами. Поскольку в указанные периоды для Нормандии характерна плохая погода с ветрами, дождями и штормами, а спокойные и туманные ночи редки, количество возможных дат ему удалось уменьшить с девятнадцати до шести. Чтобы еще больше сузить возможности поиска, исследователь занялся дымом, поднимающимся из корабельных труб, и установил по нему направление ветра: он шел с востока. А когда он сопоставил направление ветра с метеозаписями, то отбросил еще четыре даты, когда ветер не был восточным.

В итоге осталось два варианта – 13 ноября 1872 года и 25 января 1873 года. Из них ученый выбрал ноябрьскую дату.

Сделать такой выбор ему помогло эссе историка, искусства Жеральдин Лефевр, опубликованное в том же каталоге выставки. В этом каталоге теперь утверждается, что картина «Впечатление. Восходящее солнце» представляет собой вид, открывавшийся из окна комнаты в юго-восточном крыле гостиницы в 7 часов 35 минут утра 13 ноября 1872 года. Клод Моне был вполне адекватен и не ошибся ни в дате, ни во времени суток. Олсон отмечает также, что, несмотря на туманность и принципиальную размытость картины, она поражает точностью изображенных на ней деталей.

Загрузка