Спутник «Фотон-М» №4 с гекконами, мухами-дрозофилами и семенами растений на борту вернулся на Землю аккурат 1 сентября. Впоследствии стало известно, что все гекконы погибли. О причинах их смерти споры шли на протяжении первой половины недели. История даже начала обрастать «шокирующими» подробностями. В частности, выяснилось, что пока гекконы в спутнике умирали, мухи продолжали размножаться.
О самом эксперименте и о причинах гибели ящерок «Газета.Ru» побеседовала с руководителем эксперимента Сергеем Савельевым, заведующим лабораторией Института морфологии человека РАМН.
— Известна ли вам на сегодня точная причина гибели гекконов?
— Точная причина гибели будет известна тогда, когда будут предоставлены все данные телеметрии событий, которые там происходили.
— Но вы предполагаете, что гекконы замерзли или умерли от голода?
— Нет, я этого не говорил. Давайте начнем от печки. Вы знаете, что после того, как их запустили, со спутником была утрачена связь и он некоторое время был неуправляем. Что там происходило в это время, мы не знаем. Но из-за того, что какое-то оборудование вышло из строя, температура упала до 17°C. Это неприемлемо для этого вида гекконов.
Они при такой температуре не ели, оставались голодными. Но при этом сохраняли жизнеспособность, хотя были очень вялыми.
Проводилась видеозапись их поведения. Судя по тому, как они себя вели, там отсутствовала зона обогрева, где они могли погреться. Видеозапись кончилась 5 августа, система перестала записывать и передавать сигнал.
И дальше мы что имеем – низкая температура, отсутствие видеорегистрации, что сводит на ноль весь эксперимент.
Таким образом, животные не питались и, естественно, не размножались, а целью эксперимента было размножение.
Предполагалось, что гекконы должны не только отлично питаться, но и заниматься сексом.
Чего, естественно, не было – с отмороженными причиндалами не очень-то сексом позанимаешься.
Ну и самое последнее, как я понимаю, за пару дней до посадки произошел некий катаклизм, в результате которого все животные погибли. Они погибли одновременно, что исключает их гибель от голода, от холода или по каким-то физиологическим причинам.
Произошел некий технический сбой, возможно, были проблемы с давлением.
— Какова была цель эксперимента и почему именно гекконы полетели в космос?
— Все эксперименты в космосе, которые делались до сих пор на всех позвоночных, лишены всякого смысла, потому что животные в невесомости испытывают флотацию, то есть летают, барахтаются в пространстве. При этом они испытывают колоссальный стресс. Этот стресс отличить от действия невесомости невозможно.
Поэтому ценность экспериментов, которые проводились в космосе на «непрекрепляющихся» животных, равна примерно нулю. А гекконы благодаря устройству своих лапок крепятся к стенкам и не испытывают этого стресса.
Мы впервые использовали гекконов на аналогичном биоступнике «Фотон» и убедились, что они прикрепляются и чувствуют себя хорошо. После той истории на «Фотоне», когда все погибли — мыши, песчанки, гекконы единственные остались живы. И на них, наконец, можно действительно поймать влияние невесомости.
— А на что именно?
— Дело в том, что мы до сих пор не знаем, как действует невесомость, поскольку не можем отличить ее от стресса.
50 лет исследований — это полная фигня. Как действует невесомость на состояние органов, систем — мы этого не знаем.
Планировалось, что за два месяца гекконы начнут размножаться.
Но полет сначала отодвинули на два года. Затем, по вине организаторов, вместо весны их запустили чуть не осенью, а это не соответствует времени размножения гекконов. И технический сбой, который привел к тому, что вся эта штука летала чуть больше 40 дней вместе 60. Все это вместе полностью уничтожило цель и смысл эксперимента. Я считаю, что таким образом проводить работу в космосе — это идиотизм. По этой причине я больше участвовать ни в каких космических проектах не буду.