Неразумно о хазарах
О хазарах впервые услышали в равнинном Дагестане в середине IV века, а к 650 году у них уже было собственное государство — Хазарский каганат. Как и все кочевники, хазары промышляли набегами, а зачастую и наемничеством. За три века они успели повоевать с персами, византийцами, арабами, тюркскими кочевыми племенами, славянами и многими другими народами.
В середине IX века Вещий Олег «отмстил неразумным хазарам», а в X веке князь Святослав уничтожил оплот хазарской государственности.
В исторических источниках XI века хазары упоминались в последний раз. Вопрос их исчезновения, равно как и вопрос их происхождения, озаботил историков лишь во второй половине XIX века. В то же время сейчас существует множество исследований, посвященных хазарам, в том числе и опровергающих устоявшиеся каноны. О многих из них «Газета.Ru» рассказывала в прошлом.
Профессор Шауль Штампфер из Еврейского университета в Иерусалиме, специализирующийся на исследовании еврейства Восточной Европы, решил рассмотреть вопрос религиозный: на протяжении долгого времени считалось, что хазары были иудеями. Однако исследователь с этим не согласился и обосновал, почему он так считает. С результатами его изысканий можно ознакомиться в статье, опубликованной в научном журнале Jewish Social Studies.
В своей работе профессор Штампфер апеллирует к тому, что большая часть культурологических и археологических исследований не подтвердили иудейство хазар.
В то же время исторических источников, в которых говорится о том, что хазары были иудеями, вообще немного. К первой группе источников относят записки арабских путешественников и историков IX–X веков, в том числе знаменитого Ибн Фадлана, который путешествовал и по Волге. Вторая группа источников была написана еврейскими авторами в конце X века, уже после разгрома каганата Святославом.
Тема хазар внезапно была актуализирована в XII веке философом, поэтом, врачом, раввином Иудой Галеви в его философском трактате «Кузари», который, правда, был написан на арабском языке.
В этом произведении средневековый мыслитель, отталкиваясь от придуманной им легенды о принятии хазарами иудаизма, наглядно рассказывает о преимуществах иудаизма перед другими верованиями. Более того, полное название трактата — «Книга доказательства и обоснования в защиту презираемой религии» (كتاب الرد والدليل في نصر الدين الذليل) — еще более ярко говорит о намерениях Галеви. Пользуясь легендой, он хотел сплотить разрозненное еврейство на национальной почве. Однако вместе со всем этим средневековый мыслитель поспособствовал укоренению мнения о том, что хазары являлись иудеями.
Серьезно рассмотреть историю хазар попытался академик Агафангел Крымский, которого принято считать первым украинским востоковедом.
Его труды вылились в шеститомник «История хазар», который в 1932 году не привлек внимание ученого сообщества. А после того, как Крымского репрессировали, это исследование какое-то время специалистами и вовсе не использовалось.
Однако на Западе работу Крымского увидели и даже успели подвергнуть критике: бельгийский востоковед Анри Грегуар усомнился в подлинности источников, которые применил для написания своего труда украинский исследователь.
Pro et contra
А спустя еще 30 лет после публикации работы Агафангела Крымского тема хазар окончательно перешла в руки любителей мистификаций и спекуляций. Не отступали и ученые: сначала появилась гипотеза о том, что все восточноевропейские евреи-ашкенази являются как раз потомками хазар. Тем не менее доказать или опровергнуть правдивость этой гипотезы стало возможным лишь с появлением современных методов анализа генома человека.
В то же время изыскания Шауля Штампфера носят сугубо исторический и аналитический характер. По словам ученого, корпус источников и нумизматических артефактов, к которым апеллируют авторы исследований о хазарах, предельно ограничен. А неких физических свидетельств, подтверждавших бы написанное, практически не имеется. Более того, число археологических памятников иудейского характера ничтожно мало.
Главным источником для многих ученых являлась так называемая «Еврейско-хазарская переписка» — корпус, включающий три произведения эпистолярного жанра.
Первым из них является письмо советника Кордовского халифа Абд ар-Рахмана III Хасдая ибн Шапрута к хазарскому царю Иосифу, а вторым — ответ Иосифа Хасдаю. Третий памятник — «письмо Шехтера» — послание одного из подданных царя Иосифа некоему анониму из Кордовского халифата. Исследователи считают, что адресатом был тот самый Хасдай ибн Шапрут.
Шауль Штампфер, изучивший весь массив источников, склонен верить, что «Еврейско-хазарская переписка» является единственным источником, указывающим на то, что среди хазар были иудеи. Тем не менее в силу того что имеющиеся письма дошли до современности неполностью, даже при их изучении нельзя сделать вывод о повсеместном иудаизме хазар.
Более того, в остальных источниках на принятие иудаизма хазарами не содержится даже намека. В качестве примера Штампфер приводит записки Саллама ат-Тарджумана, которого аббасидский халиф аль-Васик послал через Кавказ к хазарам и далее на восток искать «стену Александра», под которой арабы в середине IX века понимали Великую китайскую стену. Впоследствии рассказы самого Саллама, а также других путешественников попали в «Книгу путей и стран» (كتاب المسالك والممالك) иранского географа Ибн Хордадбеха.
Кроме того, ничего о принятии иудаизма хазарами не говорится и в письмах константинопольского патриарха Николая Мистика.
«Все это указывает на то, что ни хазарский царь, ни хазарская элита иудаизма попросту не принимали. Всю жизнь я исследовал то, что происходило в прошлом. Доказать, что нечто в прошлом не происходило, оказалось на порядок сложнее», — сказал сам Шауль Штампфер.
По словам ученого, наличие легенды о том, что все хазары перешли в иудаизм, является результатом того, что российская, еврейская, а также хазарская истории в той или иной мере подвергались переписыванию на протяжении веков. Исследователь утверждает, что в свете подобного открытия необходимо переосмыслить существующие исторические концепции, в том числе и те, что касаются влияния иудаизма на Киевскую Русь.
Шауль Штампфер предлагает своим коллегам использовать предложенную американским историком и философом Томасом Куном теорию научных революций для того, чтобы переосмыслить упомянутые сюжеты с новой стороны.