Осязание дано человеку как для пользы, так и для удовольствия. Во-первых, это еще один канал восприятия мира, который позволяет в нем ориентироваться. Тактильное чувство необходимо нам для того, чтобы выполнять точные движения — попробуйте вести машину, если вы не ощущаете руля.
Осязание обеспечивает обратную связь для контроля движений.
Но есть и другая роль осязания. Нежные прикосновения к коже, поглаживания, ласки, объятия большинству из нас доставляют удовольствие. Для влюбленной пары это, например, сексуальное удовольствие, хотя далеко не всегда речь идет именно о возбуждении, возникающем при раздражении эрогенных зон. Объятие успокаивает, дарит партнеру чувство защищенности и любви.
Сексуальные отношения — это разновидность социальных отношений. Точно такие же эмоции испытывает ребенок, которого обнимают, гладят по головке.
Такое же удовольствие получают и другие млекопитающие, достаточно посмотреть на обезьян в зоопарке, которые много времени проводят, вычесывая и перебирая шерсть друг у друга, что на биологическом языке называется грумингом.
Это важнейшая часть коммуникации у общественных животных.
В механизмах получения удовольствия от телесного контакта разбирались британские исследователи из Университета Джона Мура в Ливерпуле, опубликовавшие статью в журнале Neuron.
Тактильный орган чувств — это многочисленные расположенные в коже механорецепторы, реагирующие на раздражение и передающие его в головной мозг. Но эти рецепторы и каналы передачи различаются.
Ученые говорят о двух системах осязания, выполняющих разные роли. Первая система вызывает ощущения (sensing), вторая — чувства (feeling).
Физиологически и то и другое обеспечивается импульсами, которые проводятся по разным нервам.
Нежные прикосновения запускают импульсы, которые проводятся по медленным нервам — это «голые» аксоны, без миелиновой оболочки, их называют С-тактильными (СТ) волокнами.
Для первой системы скорость проведения сигнала имеет огромное значение. Ее задача — уловить и распознать внешний стимул, чтобы принять решение на то или иное поведение. С этой целью лучше всего справляется поверхность кожи на руках, в особенности на пальцах, где механорецепторы расположены особенно плотно. Эта система воспринимает давление, скольжение, вибрацию, распознает текстуру объекта.
Вторая система, которая осязает всей кожей, на сегодня изучена гораздо хуже, чем первая.
Скорость для нее не критична, поэтому с проведением этих импульсов справляются и неизолированные (немиелинизированные) СТ-волокна. Рецепторы этой системы реагируют на нежные прикосновения, которые в эксперименте имитировали мягкой кисточкой. Такие прикосновения вызывают удовольствие, степень которого зависит от интенсивности воздействия, причем пик удовольствия — посередине.
Биологи выяснили, что импульсы от нежных прикосновений идут как в соматосенсорную кору мозга, так и в области, связанные с эмоциями.
Причем нейроны коры при этом снижают свою активность: это выражается в том, что кора ослабляет свой контроль над чувствами и поведением. А вот в эмоциональных зонах возникает возбуждение, особенно в области так называемого «островка» (insula) и в орбитофронтальной коре.
Исследователи нашли популяцию нервных волокон, которые проводят в мозг гедонистические импульсы, иными словами, нашли «каналы удовольствия». Это специфическая система, нацеленная на получение удовольствия от контакта «кожа к коже». Ученые заглянули и в биохимию нежных ласк. В систему их передачи вовлечены несколько очень важных веществ: эндогенные опиоиды, серотонин и окситоцин.
Важность телесного контакта для человека показана во многих исследованиях. Люди, испытывавшие в детстве недостаток материнской ласки, могут не только вырасти асоциальными и невротиками, но и отставать в интеллектуальном развитии. Телесный контакт снимает психоэмоциональное напряжение, страх и даже боль.
«В нашем мире контакты между людьми все больше переходят в социальные сети и прикосновения исчезают, — подчеркивает первый автор работы Фрэнсис Макглон. — Мы должны осознать жизненную необходимость эмоциональных связей, основанных на телесном контакте».
Людям, у которых эта система по каким-либо причинам плохо работает, прикосновения неприятны.
«Недавние исследования показали, что у аутистов нарушено эмоциональное восприятие прикосновений,
— говорит профессор Макглон. — Возникла гипотеза, что недоразвитие этой СТ проводящей системы и лежит в основе того, что у аутистов нет потребности в социальных контактах».
В дальнейшей работе ученые из Ливерпуля планируют разработать методы терапии для аутистов и для «недоласканных» в детстве людей.