Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Поп пел «Интернационал» и похоронный марш»

История праздника Первого мая: от расстрела рабочих в США и демонстрации в Харькове до шашлыков и дачников

Отдел науки вспоминает историю праздника Первого мая: расстрел рабочих в Чикаго и Милуоки, 11 тыс. рабочих в Харькове, маёвки с шашлыками, лозунги и демонстрации. Первомай стал одним из главных праздников в раннесоветский период, однако в дальнейшем его значение в России стало падать.

XIX век стал временем индустриального переворота. Сначала в Англии, а затем и в других европейских странах начинается механизация производства. Ремесленные мастерские и мануфактуры уходят в прошлое: их заменяют грандиозные фабрики и заводы. Туда в поисках лучшей жизни стекаются бывшие крестьяне, которые теперь становятся рабочими. Жизнь этих людей страшна — их заработок низок, рабочий день может составлять 12, а то и 14 часов (с выходным в воскресенье). Никакого пенсионного и страхового обеспечения — пособия для стариков и ставших инвалидами у станков зависели от доброй воли хозяина. Часто использовался женский и детский труд, причем он оплачивался ниже, чем мужской (на 50 и 75% соответственно). Рабочие и их семьи часто жили в бараках и были вынуждены покупать продукты в магазине при фабрике, где они могли быть дорогими и некачественными. Существовала и система штрафов на производстве.

Естественным следствием такого положения стали попытки объединения рабочих в профессиональные союзы для борьбы за свои права и улучшения условий собственной жизни.

Рабочий класс, или пролетариат, стал осмысляться радикальными философами (в первую очередь Карлом Марксом) как класс революционный, которому принадлежит будущее.

Выступления заводчан изначально напоминали бунты, однако затем стали более организованными. Начались забастовки (по-русски их называли стачками) — согласованное коллективное прекращение труда, а также демонстрации.

В 1880-е годы рабочее движение стало частью общественной жизни. В июле 1889 года на собрании Второго (Социалистического) Интернационала в Париже один из делегатов предлагает провести 1 мая международную манифестацию. Французский историк Андре Россель приводит описание событий делегатом Адольфом Табараном: «В шуме кашля, разговоров, топота, Буш, американский делегат от Социалистической рабочей партии, берет слово, просит поставить на голосование предложение об учреждении ежегодного международного праздника с проведением демонстраций и предъявлением требования сокращения рабочего дня».

С датой возникли споры — американцы намеревались провести демонстрацию 1 мая 1890 года, и остальные делегации присоединились к ним.

Американцы выбрали эту дату не случайно: в апреле-мае 1886 года объединение профсоюзов в США проводило акции с требованием введения восьмичасового рабочего дня. 1 мая полиция открыла огонь по манифестантам: в Милуоки погибли девять человек, в Чикаго — шесть. Следствием этих событий стала активизация кампании за восьмичасовой рабочий день, которая продолжалась с перерывами до начала ХХ века. Есть и еще одно объяснение такого поведения американцев, которое приводит историк Габриэль Девиль, — 1 мая в штате Нью-Йорк заканчивались контракты и арендные договоры, и угроза забастовки могла стать действенным оружием борьбы. В 1890 году акции — забастовки и демонстрации — прошли почти во всех промышленно развитых странах мира: в США, Франции, Бельгии, Германии, Австрии и т.д.

Россия была исключением — рабочий класс здесь был сравнительно молод и неорганизован.

Поэтому первое крупное выступление произошло в 1901 году — в Харькове на улицы города вышли 11 тыс. рабочих под лозунгом восьмичасового рабочего дня. Пиком рабочих выступлений на Первомай стал 1912 год, когда после Ленского расстрела (в котором погибло 170–250 человек) в 50 губерниях империи было проведено более тысячи стачек.

Однако официально отмечать 1 Мая в дореволюционной России было нельзя. Потому рабочие активисты часто заменяли публичные акции т.н. маёвками, то есть политическими встречами, закамуфлированными под пикники или гулянья.

Поскольку они иногда совпадали с поздней Пасхой, маёвки стали называть «рабочей Пасхой».

Ситуация резко изменилась после 1917 года, с приходом к власти большевиков. Тогда Первомай стал одним из важнейших праздников новой власти, которая позиционировала себя как пролетарская и интернациональная. 1 Мая стал выходным днем с 1918 года: в этот день в крупных городах проходили демонстрации, физкультурные парады, участие в которых было едва ли не обязательным. Праздновали 1 Мая и в деревне. В первые годы Советской власти отношение к нему было трепетным.

Случались и неожиданности: в Архангельской волости, как сообщал Особый отдел Реввоенсовета 3-й армии Восточного фронта в 1919 году, »...в праздник 1 Мая принимало участие духовенство с революционными знаменами, поп пел «Интернационал» и похоронный марш.

Такой сюрприз со стороны попа обратил внимание публики. Праздник прошел с большим подъемом».

В этот день пустели улицы — так, некоторые литературоведы считают, что встреча Воланда с Берлиозом и Бездомным — героев «Мастера и Маргариты» Булгакова — произошла именно в день Первомая, так как »...во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, — никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея».

Лозунги к первомайской демонстрации печатались в центральных газетах — «Правде» или«Известиях» — в одном из номеров незадолго до праздника на первой полосе.

Так, например, в 1937 году Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ЦК ВКП(б)) опубликовал 40 лозунгов. Они в том числе были посвящены текущим событиям. Среди них — «Да здравствует социалистическая революция во всем мире!» (№3), «Привет работникам промышленности и железнодорожного транспорта, досрочно выполнившим второй пятилетний план!» (№21), «Искореним врагов народа, японо-германо-троцкистских вредителей и шпионов — смерть изменникам Родины!» (№37).

«Первомайские» названия стали частью советской топонимики с первых лет новой власти. В городах стали появляться улицы и поселки 1 Мая. В Новосибирске и многих других городах Первомайскими стали называть районы. В Москве в честь праздника была названа станция метро. Затем то же произошло и в Минске.

В эпоху позднего социализма эрозия советских смыслов затронула и Праздник международной солидарности. Кроме 1-го числа, выходным стало и 2 мая.

Участие в демонстрации стало повинностью, и многие советские граждане после нее отправлялись выпивать — дома или на даче.

В теплые первомайские дни на приусадебные участки начиналось паломничество — садоводы сажали овощи, фрукты и цветы.

После 1991 года статус праздника стал неопределенным: так, традиционные демонстрации левых сил перестали быть обязательными. В 1992 году День международной солидарности трудящихся был переименован в Праздник весны и труда с сохранением статуса выходного. Для большинства россиян, однако, он уже перестал ассоциироваться с демонстрациями и лозунгами о солидарности.

Этот день стал днем пикников и дачных посадок.

Правда, в 1993 году на Ленинском проспекте в Москве 1 мая произошли грандиозные уличные столкновения между вышедшими на улицы и милицией — пострадали сотни человек, как минимум один погиб (следующие майские уличные беспорядки в Москве такого масштаба пройдут 6 мая 2012 года).

В 2005 году количество майских выходных было сокращено до одного дня (оставшиеся дни перенесли на новогодние «длинные праздники»). Но в 2010-е годы было решено возобновить традицию дополнительных выходных в начале мая — но уже отнюдь не под лозунгами пролетарской солидарности, а, как заявил в марте 2012 года Владимир Путин, «с тем, чтобы можно было на участки поехать, на огороды».

При подготовке были использованы следующие материалы:
Газеты: «Правда» (1937 г.).
Россель А. 1 Мая: 90 лет борьбы трудящихся мира. М.: Прогресс, 1982. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД (1918–1939 гг.). Т.1. М.: РОССПЭН, 2000. Трифонов В.И. 1 Мая — праздник международной солидарности трудящихся. М.: Знание, 1972.

Загрузка