2 мая 2011 года в пакистанском Абботабаде американские «морские котики» ликвидировали террориста №1 Усаму бен Ладена. Сразу после этого президент США Барак Обама выступил с заявлением, в котором прозвучала фраза «бен Ладен мертв, правосудие свершилось», а рядовые американцы вышли на улицы, устроив масштабные празднества по случаю убийства лидера «Аль-Каиды» (организация запрещена в России). Многие восприняли произошедшее в качестве акта правосудия, а ученые даже сделали предположение, что теперь жители США будут полностью удовлетворены, ведь жертвы 9/11 отомщены.
Спустя два года после ликвидации террориста №1 история этой операции обросла мифами и перешла в разряд легендарных.
Более того, в 2013 году Columbia Pictures был снят фильм «Цель номер один», посвященный этой спецоперации. На 85-й церемонии вручения премии «Оскар» картина была удостоена пяти номинаций, включая и «Лучший фильм года», что в очередной раз показало, насколько важной эта тема остается для американского общества.
Тем не менее рейтинг Барака Обамы после известных событий вырос всего лишь на 3%. Однако и сейчас американцы считают ликвидацию бен Ладена главным достижением своего президента.
В 2014 году ажиотаж вокруг террориста №1 постепенно спал, уступив место другим животрепещущим темам. Это, однако, не помешало группе американских ученых в тесном сотрудничестве со своими немецкими коллегами выяснить, как воспринимают смерть бен Ладена в США и как восприятие этого события менялось со временем. С выводами, к которым пришли исследователи, можно ознакомиться в статье, опубликованной 29 апреля в научном журнале Personality and Social Psychology Bulletin.
Для того чтобы выявить отношение рядовых американцев к ликвидации бен Ладена, ученые провели целых два исследования.
В первом из них они попытались выяснить три вещи — насколько сильно американцы желали смерти бен Ладена в качестве средства отмщения за 9/11, принесло ли им убийство террориста №1 психологическое облегчение и чувство торжества справедливости, а также понять, сказалась ли смерть лидера «Аль-Каиды» на их уверенности в необходимости ведения полномасштабной войны с терроризмом во всех уголках мира.
Участниками исследования стали 3,332 человека, принимавших участие в подобном опросе в 2003 году. Тогда ученые хотели понять реакцию людей на 11 сентября и выяснить, какие меры борьбы с терроризмом они поддерживают. Лишь 211 респондентов, участвовавших в прошлом исследовании, оказались недоступными или отказались принимать участие в опросе. Все участники опроса были старше 18 лет, а 61% из них являлись женщинами. Кроме того, респонденты различались по уровню образования и доходов.
По результатам этого опроса исследователи смогли сделать три важных вывода.
Во-первых, выяснилось, что большинство опрошенных людей продолжали желать смерти бен Ладена, даже спустя 11 лет после 9/11. А его убийство принесло им чувство удовлетворения: рядовые американцы воспринимают ликвидацию террориста №1 как средство сдерживания потенциальных террористов от нанесения ударов по территории США.
В то же время вопрос того, свершилось ли правосудие, респонденты воспринимают совершенно по-разному. Обобщая результаты опроса, ученые говорят, что жители США готовы считать ликвидацию бен Ладена справедливой, если она поспособствует уже упомянутым средствам сдерживания. Однако такие события, как взрывы на Бостонском марафоне в 2013 году, попросту портят им нервы и даже заставляют задуматься об обратном.
Практически все респонденты считают, что США обязаны продолжать войну с терроризмом. Исследователи сходятся во мнении, что ликвидация террориста №1 «не в полной мере удовлетворила жажду крови» рядовых американцев.
Таким образом, они настаивают либо на более жестоких убийствах лиц, подобных бен Ладену, либо на формальном судебном процессе. В первом случае участники опроса считают, что это принесет им чувство того, что правосудие свершилось, а второй сценарий должен был бы попросту принести психологическое облегчение.
Второе исследование было призвано установить, насколько удовлетворены убийством бен Ладена жители США, а также сравнить эти показатели с полученными в ходе аналогичных опросов в Германии и в Пакистане.
Кроме того, на этот раз ученые решили рассмотреть несколько сценариев ликвидации террориста №1: они предположили, что он мог быть убит пакистанскими спецслужбами, британскими спецназовцами, беспилотником. Также исследователи предложили рассмотреть респондентам еще две возможности — если бы бен Ладен случайно погиб в авиакатастрофе или был задержан и отправлен в суд.
В первую очередь ученые смогли установить, что пакистанцы и немцы в отличие от американцев получили гораздо меньшее моральное удовлетворение от смерти Усамы бен Ладена. Исследователи связывают это с тем, что в атаках 11 сентября погибли преимущественно граждане США.
Наименее желательным вариантом смерти бен Ладена для всех опрошенных была его случайная гибель в авиакатастрофе.
В то же время все респонденты, кроме американцев, вполне были удовлетворены и последним сценарием, который предполагал бы судебное заседание с участием бен Ладена. Особенно сильно выступали за необходимость проведенного суда граждане Германии. Исследователи связывают это с воспоминаниями о проведенном по итогам Второй мировой войны Нюрнбергском процессе.
Ученые утверждают, что в ходе своего исследования они сделали несколько важных выводов. По их словам, одним из этих выводов является то, что чувство мести со временем не остывает и люди продолжают хотеть кровавого реванша за оставшиеся в прошлом события. Кроме того, выяснилось, что люди готовы воспринимать одного человека, в данном случае Усаму бен Ладена, в качестве личности, несущей ответственность за какие-либо масштабные события. Вследствие этого люди и готовы получать удовлетворение от подобных актов субсидиарной мести, в случае если они посылают наглядное предупреждение другим потенциальным террористам.
Наконец, ученые смогли доказать, что, хотя месть и приводит, по мнению людей, к торжеству чувства справедливости, она совсем не обязательно становится конечной точкой — ведь большинство опрошенных по-прежнему хотят чего-то большего и активно выступают за продолжение войны с терроризмом.