Не для школы, а для жизни
Несмотря на то что Высшая школа экономики была основана в 1992 году, необходимость создания в России высшего учебного заведения, соответствующего западным стандартам экономического образования, ощущалась еще в начале 1980-х годов. А обсуждали эту идею тогда еще преподаватели экономического факультета МГУ, среди которых был нынешний ректор Вышки Ярослав Кузьминов и ее научный руководитель Евгений Ясин.
Тем не менее создать Высшую школу экономики в 1992 году они вместе со коллегами смогли лишь при непосредственной поддержке со стороны членов правительства — Егора Гайдара и Леонида Абалкина.
В 1992 году Высшая школа экономики представляла собой центр подготовки магистров. В то же время шло активное формирование профессорско-преподавательского состава. Так, профессорами ВШЭ стали, например, Яков Уринсон и Александр Шохин, а преподаватели Вышки активно выезжали за рубеж для стажировок. Университетом Высшая школа экономики стала в 1995 году, когда состоялся первый выпуск магистров, а уже год спустя она получила статус государственного университета. В это же время были открыты факультеты экономики, менеджмента, социологии и права, а также выпущены первые бакалавры. Одновременно с этим происходило создание и развитие различных институтов и центров, среди которых, например, Банковский институт и Институт анализа предприятий и рынков.
В течение последних десяти лет был совершен переход на модульную систему обучения, а также завершена разработка экспертной программы «Стратегия развития России до 2010 года». К 2008 году в составе Вышки было 18 факультетов и отделений.
А в 2009 году она получила статус национального исследовательского университета, с подчинением уже не Министерству образования и науки, а непосредственно правительству России. В 2010 году в Высшей школе экономики была открыта первая в России академическая аспирантура.
В настоящее время в НИУ ВШЭ действует 107 научно-исследовательских институтов и центров, 32 научно-учебных и проектно-учебных лаборатории, 15 международных лабораторий под руководством ведущих зарубежных ученых, 28 факультетов и отделений в Москве, военная кафедра, шесть факультетов и отделений в Санкт-Петербургском кампусе, пять в Нижегородском и три факультета в Пермском. Сейчас во ВШЭ обучаются почти 22 тыс. студентов.
Владимир Путин в майских указах 2012 года заявил, что пять российских вузов до 2020 года должны войти в топ-100 лучших университетов мира.
В число пятнадцати университетов, которым правительство выделит соответствующие средства, вошла и Вышка.
Теперь ей предстоит в течение шести лет бороться за вхождение в подобные рейтинги.
Ученые и либеральные
Высшая школа экономики стала одной из первых уделять особое внимание научной составляющей. Помимо того что в ее составе функционируют различные институты и центры, руководство НИУ ВШЭ привлекает молодых ученых, а также поощряет ведение своими сотрудниками активной научной деятельности, активно сотрудничает с зарубежными партнерами.
Кроме того, НИУ ВШЭ делает определенные шаги в рамках исследования научной активности в России. Так, в 2014 году был реализован пилотный проект по оценке российских журналов, посвященных экономике, истории и социологии. По его результатам стало понятно, что
в России нет ни одного достойного научного журнала по данным направлениям.
В то же самое время в НИУ ВШЭ существует политика ориентации сотрудников на англоязычные издания, а за публикации в рецензируемых иностранных журналах платятся весьма крупные надбавки.
Существенное внимание уделяется привлечению иностранных лекторов с мировым именем, а также возвращению из-за рубежа отечественных специалистов.
Например, доктор физико-математических наук, профессор факультета математики НИУ ВШЭ Александр Буфетов вернулся из Принстонского университета для того, чтобы работать в России.
Недавно он дал интервью «Газете.Ru». Говоря об отличиях Вышки от других российских вузов, он отметил, что во ВШЭ «гораздо больше индивидуальной работы преподавателя со студентом» и «очень доброжелательная атмосфера». Однако в первую очередь мотивировать его приехать в Россию смогли «удивительные математические традиции, не имеющие аналогов нигде в мире». Буфетов нигде больше не видел таких увлеченных студентов, и
ему представляется, что «в Москве можно сделать больше, чем на Западе».
Помимо Буфетова в НИУ ВШЭ работают и другие ученые, которые вернулись работать на родину. Недавно «Газета.Ru» беседовала с доктором наук, профессором Юрием Штыровым, который сотрудничает с ВШЭ в качестве приглашенного сотрудника. Ему вместе с коллегами удалось совершить прорыв в восприятии и понимании речевой информации мозгом человека. А теперь планируется создание новой лаборатории в Москве, которая сможет использовать весь арсенал современных методов картирования мозга человека.
Главной целью Высшей школы экономики с момента основания была подготовка либеральных экономистов. Естественно, что это подразумевает определенные свободы для студентов и преподавателей и внутри университета, что, впрочем, вполне соответствует западной модели, на которую ВШЭ и ориентировалась. В свете этого многие консервативно настроенные люди даже начали противопоставлять ВШЭ другим высшим учебным заведениям.
Тем не менее подобные противопоставления лишены смысла, поскольку выражение своей гражданской позиции совершенно не мешает быть ответственным студентом или блестящим ученым. В качестве примера можно назвать академика РАН Виктора Васильева — президента Московского математического общества и профессора факультета математики НИУ ВШЭ.
За свою активную гражданскую позицию он был задержан в день приговора по «болотному делу», а затем и оштрафован на 10 тыс. руб.
Недавно известный политолог, декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов, выступивший с открытой лекцией «Основные глобальные тренды и нынешний европейский кризис», в ходе которой выступил с тезисом, что «лучше не побеждать, а выигрывать, причем вместе с теми, с кем мы боремся».
Тем не менее последние события, в частности кризис на Украине, коснулись и Высшей школы экономики, причем произошло это с довольно неожиданной стороны. Тем не менее, говоря о Вышке, логично провести параллель с РИА «Новости» старого образца: в вузе одновременно уживаются как известные либералы, так и, например, призывавший «давить оппозицию танками» Олег Матвейчев.
«Недавно в СМИ были серьезные наезды, и в Вышке это ощущают очень остро. Надо сказать, что наезды такие были и раньше. Мы прекрасно помним, что всегда было много недовольных Высшей школой экономики и периодически всплывали такие высказывания.
Года два тому назад и Жириновский выступал, и со стороны Российской академии наук была какая-то критика.
Другое дело, что это было не в прайм-тайм федеральных каналов в прямом эфире. Сами наезды в этом смысле не новость. Они, скорее, приобретают какое-то особое звучание в связи общей политической ситуацией в стране.
Несколько лет назад такие претензии и обвинения в «непатриотизме» и чем-то таком могли восприниматься только как анекдот и высказывания душевно неуравновешенных граждан.
А теперь такие высказывания оказываются в мейнстриме нашей политики. Наверное, стоит к ним прислушиваться с большим опасением», — рассказал «Газете.Ru» знакомый с ситуацией источник в НИУ ВШЭ.
Однако прессинг со стороны СМИ и отдельных одиозных фигур вызвал ажиотаж касательно переназначения на пост ректора Ярослава Кузьминова. Утверждение его на этот пост должно принять правительство, и произойти это должно в начале мая 2014 года. Однако почти на протяжении года широко муссируется тема того, что это назначение не состоится. Тем не менее новость о том, что
первый замруководителя администрации президента России Вячеслав Володин возглавил наблюдательный совет НИУ ВШЭ, скорее, говорит об обратном.
«Тут будет решать правительство: если оно решит продлить полномочия Кузьминова, то он к этому готов и сам в этом заинтересован. Но, глядя на пример РИА «Новости», можно ожидать иного развития событий.
Если в случае с этим новостным госагентством основной причиной ликвидации называлась «оптимизация», то тут нельзя исключать и возможности некоторой «спецоперации».
Впрочем, в последнее время у ВШЭ все хорошо с джиаром, пошли позитивные отзывы, состоялось назначение Володина главой наблюдательного совета, и, вероятно, все проблемы решены», — рассказал «Газете.Ru» анонимный источник, близкий к научно-образовательной сфере России.
«Газета.Ru» побеседовала с научным руководителем Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Евгением Ясиным.
— Как вы оцениваете научную деятельность НИУ ВШЭ за последние пять — десять лет, а также поставленные задачи, например вхождение втоп-100 мировых рейтингов вузов?
— У нас за это время произошел определенный перелом от начального периода, когда мы добивались того, чтобы просто утвердиться в качестве небольшого университета с достаточно узким профилем, а затем стали формироваться уже как университет, который будет рассчитывать на высшие ранги в мировой картине. Нам пришлось довольно существенно перестраивать внутреннюю структуру, программы, требования, которые мы предъявляем к студентам и поступающим.
В общем, это довольно серьезная программа, которая была, на мой взгляд, совершенно оправданна, потому что
одно дело — построить сравнительно небольшой колледж, который удовлетворят требованиям западного экономического образования, а другое дело — построить университет, который будет храмом науки и кроме обыденных вещей будет нести в себе какие-то символы, которые обозначают для людей цели и стремления их достичь.
Лично для меня символ этого процесса — кадр из фильма «Игры разума», когда мальчишка заглядывает в профессорскую столовую и видит, как профессору коллеги вручают авторучку как символ высшего признания. Это значит, что вы добились каких-то высших достижений среди коллег, приобрели и самое высокое признание. А затем, в конце фильма, такую авторучку вручают главному герою, уже полусумасшедшему. И вот такая картина стоит передо мной, является символом нашего желания создать университет, создать высшее учебное заведение в России, которое соответствовало бы высшим критериям качества наук, образования и так далее.
— Прошло почти шесть лет с того момента, как Вышка получила статус национального исследовательского университета. Что изменилось?
— У нас есть образцы, до которых еще нужно расти. Потому что исследовательская база все-таки недостаточно сильная, и
мы должны шаг за шагом решать такие проблемы, чтобы повышать качество науки и сделать в каких-то определенных областях, хотя бы в нескольких, наши достижения недосягаемыми.
Вот этого пока нет, мы учимся. Надежда большая на тех иностранных профессоров, которых мы приглашаем на специальные курсы, которые они проводят, и на привлечение их к исследовательским работам наших студентов-бакалавров, магистрантов и аспирантов. Это будничная работа, об этом долго рассказывать так трудно.
— НИУ ВШЭ за последние годы начал осваивать новые области. Вот, Московский институт электроники и математики (МИЭМ) присоединился. А что дальше?
— Лично у меня впечатление, что мы расширяться по профилям уже не должны. Я считаю, что у нас достаточный круг проблем и мы должны больше углубляться, чем расширяться.
Возможно, что и наш ректор, который очень любит такие акции расширения, несколько притормозит.
Я должен сказать, что обычно не он и не мы являемся акторами или инициаторами подобных расширений. Это больше касается людей, которые хотят с нами работать, хотят попасть в определенную сферу влияния, — и мы, в общем, не возражаем. И так было с МИЭМ. Его руководителем был профессор Александр Тихонов, с которым Кузьминов в свое время начинал реформу образования, когда он был министром образования и науки. Так было и с математическим факультетом. Это приобретения весьма достойны, но делать культ из этого не нужно.
— Последнее время СМИ довольно большое внимание уделяли переизбранию ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова. Могли бы вы прокомментировать это?
— Ничего не могу сказать. Это были различного рода слухи, вокруг которых строились различные измышления. С моей точки зрения, Ярослав Иванович отвечает требованиям, которые предъявляются к званию ректора Вышки. Более того, все, чего она смогла достичь к сегодняшнему дню, — это в основном его заслуга. Он колоссальную энергию вкладывает в то, чтобы заново переламывать и перестраивать привычные схемы и выходить на какие-то новые критерии. Поэтому у меня не было никаких сомнений насчет его дальнейшей судьбы.
— На днях, когда появились новости об избрании первого замруководителя администрации президента России Вячеслава Володина в наблюдательный совет Вышки, появились различные теории и домыслы, вплоть до конспирологических. Что можете сказать по этому поводу?
— Нет, просто мы с Вячеславом Викторовичем Володиным сотрудничали с тех пор, как он был руководителем аппарата правительства.
И поскольку наш университет подчиняется правительству России, сложились такие отношения, определенный характер взаимодействия, который полезен и нам, и, тешу себя надеждой, Вячеславу Викторовичу. Когда встал вопрос, мы попросили его занять место председателя наблюдательного совета, и он согласился.
— В свете последних вопросов и событий: не ощущали ли вы прессинга со стороны СМИ?
— Я всей этой беды не читаю. Я твердо убежден, что поведение Кузьминова с точки зрения этики на его посту безупречно.
Я считаю, что он заслуживает того, чтобы мы доверились и продолжали пользоваться преимуществами его руководства. То, что там люди сочиняют, — что поделать, это, видимо, неизбежно... Дай бог ему сил, здоровья и не обращать внимания ни на какие попытки обговорить или подсидеть его. Видные деятели всегда оказываются жертвами подобных испытаний. Надо уметь их выдерживать. Мы его поддерживаем в этом деле.
— А в целом Высшая школа экономики, на ваш взгляд, не стала объектом ненужного внимания и прессинга?
— Это же не в первый раз. Мне кажется, это естественно, учитывая, что университет растет, превращается в один из лучших российских университетов. Это нас радует. А то, что это вызывает внимание, интерес, какие-то измышления, — это неизбежно, что поделать... Должна быть уверенность, что вы лично закрыты от такого рода упреков. Если мы сталкиваемся с тем, что наши какие-то коллеги не удовлетворяют высоким требованиям, мы от них избавляемся.
Под занавес я бы сказал, что хотел бы, чтобы наши граждане так же относились к своей стране, как наши студенты в конце концов относятся к нашему университету, и чтобы наша страна соответствовала этому доброму и уважительному отношению.