Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Вернуть запуски в США или продолжать финансировать русских»

Американская космонавтика может пострадать от санкций в отношении России

Какие последствия грозят российско-американскому сотрудничеству в области космонавтики из-за ситуации на Украине, разбирался отдел науки «Газеты.Ru».

Санкции США против США

В связи с событиями на Украине и активностью российских военных в Крыму США заявили о приостановке военного сотрудничества с Россией и готовности ввести экономические санкции против России. Что конкретно грозит международной кооперации, не сообщается, однако санкции могут затронуть такую важную сторону сотрудничества двух стран, как космическая отрасль.

Пикантности ситуации добавляет то, что на мировой космической арене важным игроком по-прежнему остается Украина.

Участие США в программе МКС, запуски ракет Atlas и Antares и даже работа американских разведывательных спутников сегодня зависит от сотрудничества с Россией, и кто больше пострадает от санкций – большой вопрос.

Сегодня МКС – международный проект, в котором принимают участие 15 стран. После свертывания в 2011 году программы Space Shuttle США потеряли возможность доставки астронавтов к МКС,

оказавшись зависимыми от российских трехместных кораблей «Союз». И эта монополия на доставку астронавтов сохранится за Россией до 2017 года.

Сегодня за запуск каждого своего астронавта США платят России $70 млн, которые идут на поддержку российской, а не американской космической отрасли, и многие в США этим недовольны. Ближайший запуск «Союза», в котором к МКС отправятся два российских и один американский астронавт, намечен на 25 марта, а 10 марта на Землю вернутся три космонавта, в том числе и российский член экипажа МКС, уроженец Крыма Олег Котов.

«В настоящий момент все нормально в наших отношениях с русскими. Люди забывают, что мы работаем на МКС уже 13 лет без перерывов, это продолжалось и в моменты многочисленных международных кризисов», — успокаивал накануне глава NASA Чарльз Болден. «Выбор здесь стоит между тем, чтобы вернуть запуски в США, и тем, чтобы продолжать финансировать русских. Это просто. Администрация Обамы выбирает инвестирование в Америку. И мы верим, что конгресс выберет этот курс», — заявил он на днях после обнародования нового бюджета NASA.

Русское сердце американской ракеты

Сегодня «рабочей лошадкой» космонавтики США является ракета Atlas-V, следующий запуск которой со шпионским спутником намечен на 25 марта.

Первая ступень этой ракеты использует российский двигатель РД-180, который производит КБ «Энергомаш».

Эта ракета-носитель применяется как для запусков по государственным программам, так и по частным проектам.

«Сейчас американцы проводят операции по снабжению МКС с помощью частных фирм,

а вскоре будут выполнять доставку астронавтов на частных кораблях.

Atlas не единственная ракета, которая используется для запуска спутников по государственным программам. Есть параллельная программа использования ракеты Delta: в случае аварии ракеты одного из семейств они имеют возможность быстро перейти на носитель другого семейства. Именно с этой целью и было разработано два семейства ракет», — рассказал «Газете.Ru» редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев.

По его словам, РД-180 покупаются американцами с 90-х годов, причем партиями, и сегодня накопленный запас этих двигателей обеспечит им возможность запусков на два-три года. Этот контракт был выгоден и России, которая получала «живые» деньги, и американцам, получавшим очень надежный двигатель.

При этом двигатель разрабатывался специально для США, и сегодня Штаты вправе начать его производство у себя.

Как бы то ни было, ежегодно российские двигатели запускают на орбиту по несколько ракет в интересах минобороны США, а также научные миссии, такие как Curiosity, MAVEN и TDRS.

Одноразовая ракета Antares, которую разрабатывает компания Orbital Sciences для запуска грузовых кораблей Cygnus к МКС,

разгоняется еще советскими «лунными» двигателями НК-33, купленными у СНТК им. Н.Д.Кузнецова.

До последнего времени США пытались подтолкнуть российскую промышленность к новому выпуску этих двигателей, и сейчас в Самаре затрачиваются большие усилия, чтобы он возобновился, однако этого не произойдет в ближайшие год-два. Надо отметить, что первую ступень для этой ракеты делают знаменитое украинское КБ «Южное» и завод «Южмаш» в Днепропетровске. Первую ступень собирают в кооперации с другими украинскими предприятиями, такими как «Хартрон-АРКОС» (Харьков), «Киевприбор» (Киев), «Хартрон-ЮКОМ» (Запорожье), «ЧЕЗАРА», «РАПИД» (Чернигов) и другими.

Учитывая все это, санкции в отношении России и разрыв устоявшихся связей могут, с одной стороны, поставить под вопрос некоторые американские проекты, с другой — дать новый козырь для космических «частников», на которых делает ставку NASA.

Космический корабль Dragon и ракета Falcon-9 компании SpaceX полностью состоят из американских комплектующих и могут снизить зависимость США от России.

Недаром накануне на комитетских слушаниях в конгрессе присутствовал глава SpaceX Илон Маск, который говорил не только про ракеты, но и про Крым: «В свете российской аннексии Крымского полуострова и формального разрыва военных связей ракета Atlas V больше не может обеспечивать гарантированный доступ в космос для нашей нации, раз поставка главных двигателей зависит от разрешения президента Путина».

«Это определенно увеличивает стремление США уменьшить зависимость от ненадежной и вспыльчивой путинской России», — считает Джоан Джонсон-Фриз, профессор в области национальной безопасности из Высшего военно-морского колледжа в Род-Айленде.

«Для меня главный посыл сейчас в том, что США обрекли себя на зависимость от отношений с Россией, и это неприемлемо», — считает Джон Логсдон, эксперт по космической отрасли.

КБ «Южное», всем нужное

Само украинское КБ «Южное» является сборщиком средних ракет «Зенит» для международного проекта «Морской старт» и «Наземный старт». «Проблема может состоять в том, что от 80 до 90 процентов комплектующих делается в России, и там она собирается. Двигатель первой ступени делает российское предприятие, ракету саму и двигатель второй ступени – украинское предприятие.

Ее нельзя называть ни украинской, ни российской, она совместная», — пояснил Игорь Афанасьев.

КБ «Южное» вовлечено и в такую чувствительную для России область, как обслуживание межконтинентальных баллистических ракет старых поколений. Сегодня на вооружение РВСН стоят лишь четыре десятка полностью российских «Тополей», в производстве остальных так или иначе принимали участие украинские предприятия. «Сейчас Россия осуществляет запуски легких ракет-носителей «Днепр», которые сделаны на базе межконтинентальных баллистических ракет РС-20, называемых на Западе «Сатана». Эта ракета была сделана на Украине, и в ее обслуживании гораздо больше вовлеченность наших украинских коллег», — добавил Афанасьев.

Загрузка