В скором времени США могут лишиться лидирующих позиций в мире в области развития науки и технологий. Причина этому — растущие новые экономики, и в первую очередь Китай. К такому неутешительному для США выводу, что интересно, пришли в самих Штатах: доклад «Индикаторы науки и техники», в котором говорится о сокращении доли американской науки в мире, подготовлен Национальным научным советом США, в который входит 25 человек, назначаемых президентом.
Совет осуществляет функции по финансированию научных исследований путем распределения грантов и контроля за их целевым использованием.
По данным доклада, несмотря на то, что расходы США на исследования и разработки минимум в два раза превосходят аналогичные траты любых стран, их доля в мировом распределении средств на НИОКР значительно упала за последние десять лет.
И сегодня совокупные расходы на науку крупнейших экономических игроков Азии, лидером по которым является Китай, стали превышать уровень ежегодных вливаний в науку США.
В ежегодном докладе, который представляет наиболее всестороннюю информацию и анализ положения США в области науки и техники, говорится, что США, Япония и Европа отныне перестали быть монополистами на мировом рынке НИОКР.
За последнее десятилетие объемы финансовой поддержки этой сферы в мире увеличились почти в два раза, с $753 млрд в 2001-м до $1,4 трлн в 2011 году, однако изменилась и расстановка лидеров на мировой научно-технической арене.
Начиная с 2001 года доля мировых затрат США и Европы на НИОКР уменьшилась с 37 до 30% и с 26 до 22% соответственно.
Сегодня США остаются мировыми лидерами в области расходов на НИОКР, а на семь стран-лидеров приходится три четверти всех мировых расходов на эти цели. Китай стал лидером по темпам роста ассигнований на науку, что позволило ему на сегодняшний момент отхватить 15% мировых затрат на науку.
По словам авторов доклада, по темпам роста ближайшими соперниками Китая являются Южная Корея, Бразилия и Индия.
«Первая декада XXI века обнаружила драматический сдвиг в глобальном научном ландшафте, — уверен глава совета Дэн Арвизу, являющийся также директором Национальной лаборатории возобновляемых источников энергии. — Развивающие экономики осознают роль, которую играют наука и инновации в глобальном рынке и конкурентоспособности, и отдают приоритет вливанию денег в науку и технологии».
Подсчеты показали, что Китай утроил количество своих ученых с 1995 по 2008 год, а Корея удвоила с 1995 по 2006 год. При этом у авторов доклада есть все основания полагать, что студенты из этих стран могут находить все больше возможностей для получения образования и работы у себя на родине.
Исследователи отметили, что помимо инвестирования в разработки эти две страны сфокусировались на таких ключевых секторах мировой экономики, как высокотехнологичное производство и «зеленая» энергетика.
Только с 2003 по 2012 год объем высокотехнологичного производства в Китае вырос в шесть раз, и теперь доля Китая по этому показателю составляет 24 против 27% у США.
В 2012 году развивающиеся экономики вложили в «зеленую» энергетику, преимущественно освоение энергии солнца и ветра, почти $100 млрд, причем лидером оказался Китай, потративший на эти нужды $61 млрд.
Доклад включает в себя отчеты по нескольким показателям, среди которых уровень начального и среднего математического образования в стране, лабораторные мощности, затраты на НИОКР и другие.
«Мы видим, что другие страны быстро движутся по пути укрепления собственной конкурентоспособности. Американские университеты, без сомнений, остаются предпочтительным выбором для ученых всего мира, однако даже они сейчас оказались перед лицом мощного соперничества из-за рубежа», — считает замглавы совета Кельвин Дреджмайер.
Встречаются в докладе упоминания и России. «Исключениями в мировом тренде между 1995 и 2011 годом стало количество ученых в Японии (которое осталось неизменным) и России (снижение численности)», — говорится в отчете.
Россия по-прежнему входит в число мировых лидеров по некоторым показателям, однако если на графиках показатели большинства наших конкурентов направлены вверх, то российские линии выдает стремление вниз.
Если в 1995 году в России доля научных работников составляла десять на тысячу, то к 2011-му этот показатель снизился до шести.
При этом Россия остается среди стран, чьи студенты продолжают активно выезжать учиться за рубеж и в США в частности.
«В США в 2010 году присуждено наибольшее число докторских степеней по науке и технике (33 тыс.), за ними следует Китай (около 31 тыс.), Россия (почти 16 тыс.) и Германия (около 12 тыс.)», — говорится в докладе.
При этом присуждение таких степеней в России за последнее десятилетие снижается примерно на 1% в год.
Однако по одному показателю России все же удалось обогнать США. В 2010 году среди жителей 31 страны мира проводился опрос, показавший, насколько граждане осведомлены о причинах экологических проблем и путях их решения.
«США (14%) оказались среди стран с наименьшим процентом людей, сказавших, что знают, в чем решение экологических проблем. Только русские (13%) показали худшие знания, чем американцы, по экологическим вопросам», — говорится в докладе.