За последние пару десятилетий ученые потратили немало времени на изучение механизмов перемещения большого числа живых организмов, начиная с насекомых и заканчивая млекопитающими. Удалось установить, что многие животные в поисках источников пропитания придерживаются одной и той же схемы перемещения: случайное чередование коротких и длинных бросков с обязательной сменой направления в конце каждого из них. По аналогии с названным «полетами Леви» перемещением частиц в физике ученые окрестили подобную технику поиска пищи «Леви-передвижениями».
После изучения модели подобного перемещения у некоторых видов животных ученые решили выяснить, подвержен ли подобной технике человек.
Оказалось, что люди также довольно часто используют подобную модель передвижения, а особенно этому подвержены городские жители. Тем не менее современные люди в основном выстраивают модель своего перемещения в искусственно созданном ими же окружении, к тому же во многом ориентируясь на свой распорядок дня. Это, по мнению ученых, серьезно отдаляет нас от соблюдения природной модели, присущей животным.
Найденные же доказательства присутствия «Леви-передвижений» у некоторых племен охотников и собирателей, проживающих на территории Ботсваны, а также важности подобного способа путешествий для развития человеческого общества были ранее поставлены научным сообществом под сомнение. Дело в том, что исследователями в основном были изучены маршруты передвижения охотников между племенными лагерями, а не их путь непосредственно в процессе охоты и собирательства. Это упущение коллег и решила исправить интернациональная команда ученых, решившая твердо доказать наличие «Леви-передвижений» у человека. Их выводы представлены в научном журнале PNAS.
Для доказательства своей правоты исследователям пришлось наблюдать за охотниками-собирателями танзанийского племени хадза.
Охотники хадза предпочитают искать пропитание, прочесывая обширные территории и вооружившись всего лишь топориком и луком, в то время как женщины заняты собирательством, используя палку-копалку. Ученые убедили 44 мужчин и женщин племени носить датчики GPS во время четырех двухнедельных охотничьих и собирательских походов, чтобы полностью отследить их перемещения. Затем вся информация была проанализирована и для каждого из членов племени были рассчитаны точки наибольшего удаления от лагеря, а также пройденная за каждый день дистанция. Кроме того, ученые построили модель каждодневных перемещений члена племени хадза с учетом смены градуса и направления передвижения, а также составили для каждого карту маршрутов.
Как оказалось, и мужчины, и женщины племени в поисках пропитания практически половину времени использовали технику «Леви-перемещений».
При этом если в относительной близости от лагеря длина перемещений и маршруты у обоих полов почти совпадают, а «Леви-перемещения» используются 48,6% времени у мужчин и 52,1% у женщин, то с отходом от места стоянки племени мужчины-охотники используют данную модель лишь 36% времени, а остающиеся вблизи лагеря женщины уже 56%.
Ученые объясняют такое расхождение спецификой каждого из видов деятельности. Собирательство требует постоянного бесцельного перемещения в поисках источников еды, в случае хадза это в основном яйца птиц и черепах, а также различные плоды. Охотники же часто нападают на след добычи и вынуждены вести ее длительное преследование, а в случае успеха также должны как можно быстрее доставить ее в лагерь, что, несомненно, сказывается на длительности и маршрутах их перемещений.
Кроме того, серьезное влияние оказывает и рельеф местности.
Ученые полагают, что их открытие способно серьезно повлиять на изучение процесса формирования общественных отношений и перехода племен к оседлому образу жизни. Кроме того, наличие у людей ранее приписываемых лишь менее развитым видам животных механизмов «Леви-перемещений» может серьезно помочь в будущем при анализе передвижений людских масс, планировании городской застройки или построении моделей распространения болезней.