Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Еврейское проклятие по-гречески

В Иерусалиме нашли табличку с проклятиями греческих богов

Археологи в Иерусалиме обнаружили табличку с проклятиями шести божеств, в том числе четырех греческих. Найденный документ, вероятно, дополнит представления историков и религиоведов о картине мира Палестины III века.

В Иерусалиме археологи обнаружили табличку с древними проклятиями, сообщается в публикации LiveScience. Этот документ был обнаружен при раскопках в «городе Давида» группой археологов во главе с Давидом Бен-Ами и Яной Чехановец из Управления древностей Израиля.

В древнейшем районе города — люди живут там примерно 6 тыс. лет — был открыт дворец площадью около 2 тыс. квадратных метров. Он состоял из двух усадеб, на втором этаже одной из них была обнаружена табличка. Люди жили в этом дворце с конца III века н.э. до 363 года н.э. — город был оставлен людьми после землетрясения. Подробное описание дворца и отдельных помещений внутри приводится в немецком «Журнале папирологии и эпиграфики» (Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik).

Стоит заметить, что археологические работы, которые дают интересные результаты, проходят во многих крупных городах нынешнего Израиля.

Сама табличка датируется концом III в. н.э. В ней женщина по имени Кирила по-гречески проклинает мужчину по имени Енни (вероятно, потому, что между ними ведется судебный процесс) именем шести божеств: «Я бью и убиваю, я захватываю язык, глаза и судебное дело Енни, я испытываю гнев, ярость…»

Дама просит божеств, чтобы ее противник «никогда не возражал, не говорил и не делал ничего против воли Кирилы».

Особого интереса заслуживает подбор божеств, к которым обратилась Кирила: среди них четыре греческих (Гермес, Персефона, Аид и Геката), вавилонская богиня Эрешкигаль и гностическое божество Абрасакс. Кроме того, в тексте проклятия упоминается слово laoth, которое имеет иудейское происхождение, рассказывает Роберт Вальтер Даниэль, работник Института античности Университета Кельна. По его мнению, проклятие для Кирилы составлял маг, который мог использовать некоторые вещи, указанные в тексте, например молотки и ногти, буквально — для того, чтобы усилить действие ритуала. Исследователи относят Кирилу к представительницам среднего класса, а подобные таблички с проклятиями находили, к примеру, в ходе раскопок на Кипре.

Стоит заметить, что сами по себе проклятия как жанр были важной частью письменной культуры народов Древнего Ближнего Востока.

Проклятия занимают большую часть эпилога одного из самых значимых памятников истории Месопотамии XVIII века до н.э. — законов Хаммурапи. В нем царь-законодатель призывал богов покарать того, кто предаст его правила забвению.

Однако в данном случае обращает на себя внимание подбор божеств. Дело в том, что период существования дворца, в котором была найдена табличка 1700-летней давности, был периодом активного религиозного брожения на территории нынешнего Израиля и Палестинской национальной администрации. Римляне завоевали тогдашнюю Переднюю Азию примерно в 66 году до н.э. и принесли туда своих божеств. В I веке н.э. там зародилось христианство, которое проделало путь от маленькой секты до религии, в начале IV века признанной государственной во всей Римской империи.

Иудаизм, который исповедовался еврейским населением Палестины, несмотря на значительное сокращение числа верующих после антиримского восстания Бар-Кохбы (середина II века), сохранял некоторое количество приверженцев, в частности, в Иерусалиме.

Тем не менее на табличке мы не видим ни упоминаний римских божеств, ни христианско-иудейских свидетельств.

Зато Кирила и ее помощник-маг обращаются к Абрасаксу — верховному божеству гностической религии, возникшей примерно в одно время с христианством. Заслуживают внимания и греческие имена языческих божеств, и месопотамские мотивы (упоминание богини подземного мира Эрешкигаль). Таким образом, историкам и религиоведам предстоит снова обратиться к картине мира людей, живших в Палестине в период распада Римской империи, а также к тому, какое место в ней занимала религия. Вопрос о соотношении религиозных практик и о том, как почитание разных божеств соотносилось в одной голове, наверняка заинтересует будущих исследователей «таблички Кирилы».

Загрузка