Долгие годы эксперты в области экономики и политики были уверены, что в случае наступления серьезного экономического кризиса американское общество будет ждать конкретных мер от правительства по выходу из рецессии и поддержит их. Особенно данная мысль стала популярна после публикации видными экономистами Робертом Эриксоном, Майклом Макеном и Джеймсом Стимсоном книги «The Macro Polity».
В ней авторы утверждали, что общество крайне быстро реагирует на макроэкономические и политические изменения, неизменно встречая государственные преобразования с одобрением.
В частности, как утверждали известные экономисты, при падении темпов роста экономики и повышении безработицы население будет приветствовать государственное вмешательство в экономику.
Тем не менее после наступления финансового кризиса 2008 года почти все решения правительства Барака Обамы, начиная от программы помощи банкам на Уолл-стрит, заканчивая увеличением роли государства в экономике, не нашли поддержки у рядовых американцев.
Более того, некоторые из мер по выводу страны из кризиса были встречены населением в штыки.
Почему произошло именно так, выяснили в своей статье в журнале American Sociological Review социологи Клем Брукс из Индианского университета в Блумингтоне и Джефф Манза из Нью-Йоркского университета.
Для своего исследования ученые использовали данные General Social Survey с 1984 по 2010 год. General Social Survey — это социологическое исследование, которое проводилось в США ежегодно с 1971 по 1994 год (за исключением 1979, 1981 и 1992 годов), а в настоящее время проводится раз в два года. Опрос занимает около 90 минут, в нем участвуют граждане США старше 18 лет. Вопросы, задаваемые им, касаются всех тем общественной жизни: от налоговой политики государства до веры в Бога. В данном исследовании ученых интересовали ответы, касающиеся отношения американцев к правительству и общей экономической и политической ситуации в стране.
Социологи также особенно обратили внимание на специально подготовленные статистические выкладки с 2006 по 2010 год — как на период, предшествующий финансовому кризису, а также на время его эскалации.
Для классификации ответов была составлена специальная таблица с множеством параметров, куда были включены пункты о текущем финансовом благополучии, политических, личных убеждениях, а также информация о самом респонденте.
Исследователями были изучены и результаты опроса общественного мнения Института Гэллапа с 2001 по 2011 год и ряд предвыборных опросов за 2011 и 2012 годы. Там основными параметрами стали вопрос о политических симпатиях к демократам или республиканцам и отношение к доле вмешательства государства в экономику.
Всем параметрам, которые выделили ученые, были присвоены коэффициенты, а затем для каждого из соцопросов была составлена линейная модель, позволяющая высчитать изменение отношения к правительству и его реформам.
Как показал расчет параметров по General Social Survey, наибольшую роль в падении доверия к правительству сыграло изменение политических симпатий большинства американцев. Изначально лояльное новоизбранному президенту Бараку Обаме и Демократической партии население вскоре разочаровалась в принимаемых новым правительством мерах, что вылилось в массовую смену политических ориентиров в сторону республиканцев.
Кроме того, многие люди, ранее относившие себя к политически индифферентным группам населения, резко не одобрили курс по увеличению доли государственного регулирования в экономике, а потому посчитали возможным примкнуть к умеренным республиканцам.
Как отмечают ученые, с 2008 года можно легко увидеть настоящий всплеск партийной и политической активности населения, большая часть которого на протяжении начала 2000-х была не заинтересована в политике.
Анализ панельных данных за период с 2006 по 2010 год подтвердил гипотезу ученых о том, что изменение политических симпатий сыграло ключевую роль в повышении процента недоверия правительству среди населения.
При анализе отчетов, подготовленных институтом Гэллапа, оказалось, что именно республиканцы, число которых, как уже отмечалось, заметно выросло, в период кризиса были основными противниками почти всех преобразований правительства, включая медицинскую реформу, называя предлагаемые государством меры излишним вмешательством в экономику.
Предвыборные опросы также показали, что одобрение правительственных программ находилось в обратной зависимости от приверженности республиканским взглядам.
Таким образом, именно политические симпатии стали основой, на которой строилось недоверие населения к программам преобразований правительства. По мнению исследователей, в период кризиса республиканцы исповедовали принцип возвращения к менее регулируемой рыночной экономике, основанной на чистой конкуренции, и более жесткому внешнеполитическому курсу, что и привлекло на их сторону множество последователей.