Ученые впервые смогли разработать подробную культурно-эволюционную модель развития общества, которая способна статистически объяснить причины возникновения и формирования наиболее крупных очагов цивилизации в мире. По мнению авторов исследования, эта модель и ее компьютерная проекция наиболее точно из всех существовавших до этого показывает развитие самых значимых государственных формирований в истории человечества, а потому способна стать серьезным подспорьем для целого ряда будущих научных работ.
Исследователи с факультета экологии и эволюционной биологии Коннектикутского университета (США) совместно с коллегами из Центра экологии и охраны природы Школы биологических наук Эксетерского университета (Великобритания) и Национального института математического и биологического синтеза (США), ответственные за разработку и последующее применение данной модели, считают, что их проект в своем роде уникален, поскольку
он имеет прикладной характер и может использоваться на практике в будущих работах.
Как утверждают ученые, беда всех предыдущих попыток объяснить историческое развитие общественных и политических формирований заключалась в том, что все построенные исследователями модели в прошлом носили исключительно теоретический характер и не всегда использовали статистические данные в качестве основы.
Кроме того, как полагают авторы работы, опубликованной в журнале PNAS, многое зависит и от отправной точки для построения теории и масштаба рассмотрения вопроса. Так, проблемой многих предыдущих работ стало заострение внимания на микроэкономических вопросах, что привело к выходу из поля зрения ученых целого ряда крайне важных социальных и государственных институтов того времени.
Чтобы избежать ошибок предшественников, исследователи в первую очередь задались вопросом о том,
что же является непосредственной практической причиной объединения больших групп людей и их подчинения социальным нормам, внедряемым государством
При построении новой модели ученые взяли за основу культурно-социальный фактор. В частности, они обратили большее внимание на военное противостояние. Так, огромную роль сыграло перманентное противоборство культур ведения войны у разных цивилизаций. Иллюстрацией тут может служить влияние кочевников на оседлые государства, как прямое — уничтожение самых слабых общественных объединений, — так и косвенное — передача целого ряда технологий, тактических решений и умений ведения военных действий.
Исследователи также учитывали экологический и географический факторы в контексте культурного развития общества, в частности в развитии военного дела.
Для разработки модели ученые воссоздали уменьшенную карту Евразии и Африки, поместив в предполагаемых местах зарождения крупных цивилизаций древности виртуальные протогосударства
Также был учтен природный фактор: каждая локация была снабжена плодородными и засушливыми районами, разными видами растительности и ландшафта. Вся территория была поделена на специальные клетки, на которых и проживали виртуальные социальные образования. Некоторые клетки с наиболее благоприятными природными условиями стали «оружейными»: захватывая их, виртуальные протогосударства получали автоматическое повышение военной мощи и апгрейд технологий и знаний. По мнению ученых, это олицетворяло более быстрое развитие общественных отношений и технологий в природно богатых районах.
Заданный исторический период равнялся 3000 лет — с 1500 года до н. э. до 1500 года н. э.
Каждому социальному образованию был присвоен статус обладания элементами своей культуры, названный учеными культурным геномом. Изначально у каждого отдельного племени он равнялся единице и мог как увеличиваться, так и быть утрачен безвозвратно, что означало захват клетки соседом. Причем чем большим количеством «оружейных» клеток обладали противники, тем более гуманистичной становилась победа одного из них, проходя путь от простого геноцида поверженного врага до его культурной ассимиляции.
Также в расчет брались и факторы рельефа местности: горные районы было легче оборонять и труднее контролировать, что вылилось в высокий процент их культурной независимости.
Результаты автоматически выводились на карту, где можно было наглядно видеть все происходящие процессы.
Также параллельно был смоделирован процесс развития цивилизаций при тех же условиях, но с реальными историческими данными.
Оказалось, что конечный результат у разработанной учеными модели на 65% совпал с реальной исторической ситуацией.
В симуляции первые крупные очаги цивилизации также образовались в Египте, Месопотамии и Северном Китае, где местные протогосударства быстро захватили расположенные там в изобилии «оружейные» клетки и подчинили себе соседей. После этого технологии вооружений дошли до Западной Европы и Средиземноморья, Северной Индии и Южного Китая, где также зародились очаги цивилизаций.
Многие историки с любопытством восприняли новый метод, который может привнести новизну в классическое понимание общественной эволюции человечества. Как считают исследователи, подобные модели можно также использовать для проверки множества гипотез, которые доселе не имели фактического подтверждения. По их мнению, модельный метод абсолютно универсален и при внесении ряда параметров позволяет рассчитать правдивость почти любой из ныне существующих теорий развития общественных отношений.