Замечания, предложения по проекту федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 305828-6 в третьем чтении).
Членам комитета по науке, образованию, культуре и информационным технологиям СФ РФ
Уважаемые коллеги, в дополнение к
анализу законопроекта о РАН во втором чтении направляю Вам свои предложения по замечаниям к законопроекту в третьем чтении. С моей точки зрения, в этом документе достаточно много внутренних противоречий, неточностей, стилистических повторов и других недостатков.
Первое замечание — нет определения объекта законопроекта: что такое РАН? Как вариант можно предложить, что «РАН — это федеральное государственное бюджетное учреждение, определяющее научно-технический и социальный прогресс Российской Федерации, состоящее из членов РАН и научно-исследовательских институтов и организаций».
Статья 2, п.1 гласит: РАН — это федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ), и в соответствии с законом о ФГБУ оно должно иметь имущество и полномочия по его использованию. Однако в п. 2 ст. 2 утверждается, что у РАН нет собственности и «полномочия собственника осуществляются правительством РАН».
Далее в ст. 14, п. 3 записано: «РАН осуществляет от имени РФ полномочия учредителя и собственника имущества региональных отделений и региональных центров РАН». Вопрос: как можно быть учредителем и собственником того, чего у тебя нет?
В соответствии с логикой законопроекта первых двух статей, касающихся предмета регулирования закона и правового положения РАН, глава 2 «Цели деятельности и основные функции РАН (ст. 6 и 7) должна следовать за первыми двумя вводными статьями, и только затем должен излагаться устав РАН, который, как рабочий документ, содержит основные сведения о РАН и включает механизм деятельности РАН.
В целях более точных формулировок в законопроекте предлагается:
В статье 3, п. 2, подпункте 2 второе слово «порядке» исключить как дублирующее слово.
Статью 6, п. 1 изложить в следующей редакции: «Проведение и развитие фундаментальных и поисковых исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих научно-техническому, технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России».
Пункт 2 этой статьи в конце дополнить: «… в целях достижения мирового лидерства в приоритетных областях научно-технического прогресса».
Пункт 3 этой статьи сформулировать в следующей редакции: «Содействие развитию фундаментальной и прикладной науки в Российской Федерации», что исключает отношение законопроекта к вузовской науке и общественным научным и лженаучным организациям.
Пункт 4 этой статьи сформулировать в следующей редакции: «Распространение и пропаганда научных знаний и повышение престижа науки в обществе».
В статье 7 «Основные задачи и функции РАН» в п.1 подпункт 1 сформулировать в следующей редакции: «Разработка и реализация государственной научно-технической политики и программ социально-экономического развития России и ее регионов».
В статье 7, подпункт 4 исключить как повторяющий подпункт 6 в п. 2 в статье 3 или наоборот при перестановке глав. То же самое касается исключения подпункта 8 в пункте 1 этой же статьи.
В статье 7, п. 2, подпункт 1 после слов «научно-технических» добавить «социально-экономических» программ и далее по тексту.
В статье 7, п. 2 в подпункте 7 заменить слово «опубликовываются» словом «публикуются».
Далее предлагается после 7-го подпункта той же статьи сформулировать новый 8-й подпункт со следующей формулировкой: «Пропагандирует в средствах массовой информации современные научно-технические достижения, борется с проявлениями «лженауки». В этом случае подпункты 8, 9 и 10 в п. 2 статьи 7, соответственно, становятся подпунктами 9, 10 и 11.
В статье 10, п. 2, подпункт 3 исключить как повторяющий подпункт 1, п. 2 той же статьи.
В статье 11, п. 2 в подпункте 3 исключить слова «и образовательными организациями высшего образования» как не относящиеся к сфере данного закона и вставить вместо этих слов «Российской академии наук».
В статье 13 нет указания о том, что президент РАН утверждается президентом РФ (?).
В статье 17 целесообразно после слова «проведение» добавить слово «приоритетных» фундаментальных и далее по тексту.
По логике закона статья 18 должна быть сформулирована в следующем виде: «Объединение РАН с РАМН и РАСХН». Таким образом, первой должна упоминаться основная структура, к которой присоединяют новые организации.
В п. 2 статьи 18 остается непонятной формулировка: «могут приобрести статус иностранных членов РАН». Учитывая двойственность такой формулировки и авторитет иностранных членов РАН (к которым относится данное сомнение), необходимо просто сохранить за ними статус иностранных членов РАН.
В статье 18, п. 9 указывается, что «Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя указанных организаций», что противоречит п. 2 статьи 2, который утверждает, что «Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества РАН от имени РФ осуществляются правительством РФ».
Чтобы исключить двойственность такой формулировки, предлагаю следующее дополнение: к п. 9 статьи 18 добавить «ДВО РАН, СО РАН, УРО РАН от имени правительства РФ и РАН осуществляют функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными отделениями РАН, институтами и учреждениями РАН».
Глава 6 «Заключительные положения» повторяется в ст. 22 «Заключительные положения».
В главе 6, п. 3 записано: «В течение трех лет не осуществляется избрание новых членов РАН, РАО, РААСН и РАХ».
Между тем в ст. 18, п. 4 утверждается, что «В течение трех лет членам-корреспондентам РАМН и РАСХН сохраняются размеры установленных ранее окладов, за исключением случаев, когда они становятся членами РАН», то есть закон все-таки предусматривает возможность их избрания в этот трехлетний срок. Что истина?
Возникает и другой вопрос: какой статус будут иметь через три года члены-корреспонденты РАМН и РАСХН, если у них не будет возможности избираться в члены РАН? Более честно будет, если объявить для всех членов объединяемых академий, кроме действительных членов РАН, новые выборы в члены РАН по установленной квоте.
В статье 19 предлагаются новые формулировки в существующий ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», и в том числе статья 6 данного закона излагается в следующей редакции: «Учредителем и собственником имущества государственных академий (то есть РАО, РАСН, РАХ) является РФ. Тогда как в главе 2, п. 2 указано, что учредителем и собственником имущества большой РАН является правительство РФ. Нет логики.
Далее опять повторяется, что функции учредителя и собственника государственных академий осуществляются правительством РФ. С этой точки зрения последний абзац п. 1, ст. 19 « Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий (и в том числе РАН) могут быть переданы уполномоченным органам федеральной власти» целесообразно исключить как противоречащий статье 14, п. 3 и статье 18, п. 9.
В п. 9, ст. 18 записано, что «Организации, находившиеся в ведении РАН, РАМН, РАСХН до дня вступления в силу настоящего закона, передаются в ведение специально уполномоченного органа федеральной власти на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества».
В связи с этим возникает вопрос: с какого времени передаются эти функции? И далее, в русском языке понятие «передаются» подразумевает полное подчинение РАН этой несуществующей организации. Тогда непонятны функции и самой РАН, если все функции и полномочия собственника переданы другому органу. В равной степени непонятно, что будет после дня вступления в силу данного закона. По логике рассуждения надо давать новое разъяснение этому пункту.
Статья 15, гл. 5 гласит: «Органы государственной власти РФ и иные государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в научную деятельность РАН, принимать решения, препятствующие осуществлению РАН своих задач и функций».
Согласно такой формулировке, п. 10 статьи 18 «государственные задания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований…» не могут утверждаться специально уполномоченным органом федеральной власти, ибо любое утверждение есть согласование и изменение документа.
В конечном итоге остается неясным один из главных вопросов данного законопроекта: как можно развивать науку в России, если у нее нет собственности? В равной степени в законопроекте нет ни одной статьи, которая действительно утверждала приоритет российской науки, необходимость ее развития как главное условие модернизации экономики и выхода нашей страны в мировые лидеры.
Наличие указанных недостатков и противоречий, отсутствие логики изложения, многочисленные повторы и неточность употребления русского языка позволяют мне просить моих коллег по комитету по науке, образованию, культуре и информационным технологиям вернуть данный законопроект на доработку в согласительную комиссию, где я готов принять самое активное участие. Нельзя направлять президенту России такой «сырой» законопроект.
С уважением, член комитета по науке, образованию, культуре и информационным технологиям Совета Федерации Федерального собрания РФ, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ
Тулохонов А. К.
23 сентября 2013 г.
г. Москва