Изучение истории педагогики и образования в вузе актуально и практически значимо в свете реформ российской школы и необходимости учета историко-педагогического наследия при осуществлении таких реформ. Поиск эффективных педагогических решений предполагает обращение к историческому опыту школы и педагогики. Речь идет о тщательном и объективном изучении генезиса идей и практики воспитания и обучения: отмирания устарелого и зарождения нового в педагогических идеях, концепциях, теориях, типах, программах, формах и методах воспитания и обучения.
Уяснение этого общемирового процесса позволяет применять педагогику в качестве важнейшего инструмента достойной жизни человека, как науки, которая нуждается в постоянной и бережной корректировке, при сохранении целесообразных традиций и внедрении эффективных инноваций.
Исторический экскурс.
Впервые педагогический материал становится частью исторических исследований в XIX веке. С тех пор история мировой педагогики становится постоянной и неотъемлемой дисциплиной в корпусе педагогических наук. В советский период проблемы истории педагогики были предметом постоянных дискуссий. Тематика истории педагогики становилась титульной на общероссийских конференциях в ряде городов (1970–1980-е годы).
Вклад в современную российскую историко-педагогическую науку внесли несколько поколений ученых: школа, сложившаяся после Великой Отечественной войны; генерация, заявившая о себе в 1970–80-х годах; исследователи, пришедшие в науку на рубеже XX--XXI веков.
Объект истории мировой педагогики многослоен и обширен. В нем усматриваются несколько переплетающихся сфер. Во-первых, всеобщая история человечества. Во-вторых, воспитывающийся человек, во имя которого выстроена динамичная панорама педагогических идей и теорий, написаны многочисленные трактаты. В-третьих, историческая динамика социальных институтов, в ряду которых находятся образовательные и воспитательные структуры. В-четвертых, генезис материальной и духовной культуры. И, наконец, в-пятых, — собственно развитие теории и практики воспитания и обучения.
В итоге можно утверждать, что история педагогики является одновременно не только педагогической, но и исторической, антропологической, социальной, культурологической наукой.
Взаимосвязь общей педагогики и истории педагогики порождает значимость и уникальность объекта истории педагогики и образования. Объект изучения истории педагогики вследствие этого состоит в научном осмыслении генезиса педагогики, воспитания и обучения в контексте не только разнообразных педагогических знаний, но и исследований по философии, гражданской истории, культурологии, социологии, антропологии, психологии и другим смежным наукам. Важная часть объекта истории педагогики – история педагогики и образования в России. Изучение истории мировой педагогики подчинено безусловному для отечественной науки особому вниманию к проблемам российской педагогики.
На протяжении столетий в центре Евразии, на огромных просторах, не прикрытых естественными границами, формировался русский этнос с самобытной культурой и педагогикой. Русь, Россия переплавляла и вбирала в себя культурно-образовательное влияние различных цивилизаций и этнических групп.
Возникла уникальная педагогическая традиция, чей генезис состоит из нескольких этапов: Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, СССР и современная Россия. Российскую и зарубежную педагогику необходимо рассматривать как части целостного мирового исторического процесса и одновременно неповторимые явления человеческой культуры.
Методология истории педагогики.
Российская историко-педагогическая наука к концу 1980-х опиралась на определенные методологические установки марксистской философии, коммунистической партийности, историзма, системности. История педагогики изучалась как целостное, обладавшее внутренней логикой, диалектически противоречивое явление в контексте череды обладавших конкретно-историческими особенностями социально-экономических формаций, как идейная надстройка производительных сил и производственных отношений, следствие борьбы социальных классов.
В конце 1980-х эти исходные исследовательские позиции были в значительной мере пересмотрены. Подверглась сомнению тотальная политическая идеологизация истории педагогики. Критиковался апологизаторский подход к советской педагогике и школе. Предложен логический (проблемный) метод, ориентировавший на изучение преимущественно истории педагогической теории.
В современной отечественной историко-педагогической науке сохранено многое, что накоплено советскими учеными. В то же время обновлены установки относительно цели, методологии истории педагогики и образования, классификации, периодизации, преемственности историко-педагогического знания, истории педагогики и образования как учебного предмета, актуализации историко-педагогических исследований.
Современная российская наука трактует историю педагогической мысли и образования в определенном методологическом ключе. Сохранены такие важные методологические принципы, как объективность, историзм, социальный подход, системность, диалектическое видение историко-педагогического процесса.
Вместе с тем эти принципы наполнены в значительной мере иным содержанием. Сформулирован также ряд новых методологических установок.
Важными в историко-педагогических исследованиях остаются социокультурные подходы, учитывающие, что педагогические идеи и практика существовали в пределах определенного социального и культурного контекста. Исследуется приобщение человека в разные социальные эпохи к культурным и общественным ценностям в ходе обучения и воспитания. Принимается в расчет, что во все исторические времена воспитание и обучение служили ареной проявления экономических, культурных, политических, религиозных и иных других интересов социума и отдельных его страт. Историко-педагогическая наука вводит в осмысление извечной обусловленности, взаимозависимости общества, государственной политики, педагогики и образования. Возникло сосуществование традиционных и нетрадиционных социокультурных подходов. К первым относятся исследования в рамках социальных формаций (стадий).
В этом случае анализируются существовавшие в эпохи древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени педагогические идеи и практика определенных общественных формаций (рабовладельческой, феодальной, капиталистической и пр.).
Наряду с этим используются подходы в контексте мировых и региональных цивилизаций, когда исследования сосредоточены на изучении совокупных черт воспитания и обучения, доминировавших в определенной цивилизационной социокультурной среде. Историко-педагогическая наука использует достоинства и преимущества обоих научных подходов. Тем самым качественно обогащается научный инструментарий и потенциал исследований. Формулируются существенные характеристики отечественного и мирового историко-педагогического процесса с учетом взаимосвязи генезиса истории педагогики с чередой основных социальных формаций и одновременно в пределах различных цивилизаций с их многообразными культурными, этническими, религиозными и прочими особенностями. Оба подхода -— стадийный и цивилизационный — дополняют друг друга, позволяют более обстоятельно и аргументировано представить эволюцию отечественной и мировой педагогики. Подталкивает к подобной золотой середине сама история педагогики, которая дает убедительные образцы преемственности педагогических идей в условиях различных цивилизаций на протяжении одной и нескольких социально-экономических формационных стадий и укладов.
Так, русская, российская цивилизация породила педагогические идеи, явившиеся следствием различных социокультурных укладов Киевской Руси, Московии, Российской империи, советской и постсоветской России.
При рассмотрении социокультурных детерминант современная историко-педагогическая наука по-новому изучает роль и значение эволюционных и революционных факторов развития образования и педагогики. Принимается во внимание, что в истории человечества систематически формировались качественно новые предпосылки и условия эволюционного движения образования и педагогики. Подобные предпосылки оказывались результатом освоения обретенного потенциала в ходе хотя и конфликтного, но эволюционного развития.
Социальные катаклизмы и кризисы, будучи звеньями подобной эволюции, могли оказаться не только двигателем, но и тормозом педагогической мысли и школы.
Показательные примеры — кризисы российского образования после Октября 1917 года, при распаде СССР в 1990-е годы.
Актуализация тематики изучения истории педагогики
Отечественная наука инициирует, корректирует и обновляет направления, проблематику историко-педагогических исследований. Безусловным приоритетом остается изучение истории отечественной педагогики. Проделаны обобщающие исследования развития мировой педагогики, ранней христианской философско-педагогической мысли, русской педагогики XVII--XIX веков, советской педагогики, педагогики российского зарубежья, истории образования в многонациональном социуме, истории педагогических инноваций, политической истории образования и др.
В общем виде круг интересов истории педагогики достаточно определен — это, в первую очередь, история педагогических идей и воспитательно-образовательных институтов. Возникают, однако, вопросы, каковы перечень, динамика направлений, входящих в круг историко-педагогических изысканий.
Почему, к примеру, ушли на периферию историко-педагогической науки вопросы трудового обучения и воспитания, проблема всестороннего развития личности, коллективного воспитания и т.д.?
Ответы на эти и другие вопросы об актуальности историко-педагогических исследований возникают вследствие трансформации научных подходов и интересов, необходимости ретроспективного анализа модернизации и инноваций образования в виде стандартизации образования, профильного обучения, курсов религиоведения, двухуровневого высшего образования и т.д.
Назовем несколько актуальных объектов изучения истории педагогики: ведущие педагогические школы, идеи, концепты и теории; историко-педагогические традиции; массовые представлений об образовании; религиозная составляющая в обучении и воспитании; образование в многокультурном и многоэтничном обществе; идеи и практика гражданского образования; реформы образования; инновационные учебно-воспитательные заведения; диверсификации образования и ряд других.
Вопрос об истории педагогики и образования как учебном предмете актуален в свете обновляемой методологической матрицы историко-педагогической науки и современных реформ высшего образования. В сегодняшнем вузе эта учебная дисциплина — одна из важнейших составных частей подготовки квалифицированных преподавателей.
Дополнительная актуальность возникла в условиях создания двухуровневого высшего образования, введения кандидатских экзаменов по философии и истории тех или иных наук, в том числе педагогики.
Сохраняются, однако, вопросы, каково место истории педагогики и образования в программах высшей школы. Задачами изучения истории педагогики как учебной дисциплины остаются приобретение базового историко-педагогического знания, формирование педагогического мышления, воспитания культуры педагогического исследования. При выполнении подобных задач осваиваются научные ценности воспитания и обучения, которые лежат вне узких корпоративных, социальных и национальных интересов, обогащается мировоззренческая и педагогическая культура, происходит приобщение к педагогическим знаниям универсального, глобального характера, развивается пространственно-временное теоретическое мышление, когда осознаются причинно-следственные взаимосвязи педагогических явлений и фактов.
Обращение к истории педагогики дает навыки научного исследования, знание педагогических категорий и понятий, умение работать с историко-педагогическими источниками и литературой.
Существуют, как видим, задачи, предполагающие использование полученных историко-педагогических знаний в научной и повседневной педагогической деятельности. Речь идет о приобретении систематических представлений о механизме практических педагогических ответов на вызовы времени, формировании открытого педагогического мышления, при котором осваивается все целесообразное, что накоплено человечеством в воспитании и обучении. Прививаются убеждения, что педагогика и школа являются заметным (хотя и не единственным) элементом культурной и общественной эволюции.
Воспитывается уважительное и одновременно критическое, творческое отношение к теории педагогики. Формируется понимание, что ряд нынешних педагогических идей являются обновленными вариантами на время забытых концепций и теорий.
Происходит отказ от заблуждения, будто современная педагогика предлагает истины в конечной инстанции.
Возникает убежденность в неизбежности перемен в образовании. Воспитывается уверенность, что педагогика обладает постоянным потенциалом обновления. В прогностическом ключе осознаются педагогические идеи, включая и те, которые поначалу кажутся случайными и неприемлемыми.