Группа британских психологов из Оксфордского университета под руководством Роя Коэна Кадоша опубликовала в журнале Current Biology статью, в которой утверждается, что воздействие на мозг импульсами электрического тока может существенно улучшать математические способности человека, что такое улучшение носит долговременный характер и сохраняется даже спустя полгода.
Исследователи воспользовались техникой под названием «трансчерепная стимуляция случайным шумом» (ТССШ), при которой через электроды на черепную коробку подается электрический микропотенциал, меняющий свою амплитуду случайным образом. Электроды накладывались на лобную часть, где расположена префронтальная кора головного мозга добровольцев: это область мозга, которая, в частности, отвечает за проведение арифметических вычислений.
В эксперименте приняли участие 25 человек с примерно одинаковым умением производить математические вычисления. Из них 13 составили контрольную группу: им тоже накладывали электроды на голову и имитировали стимуляцию током, хотя никакого электричества на электроды не подавали.
После пяти последовательных сеансов ТССШ, длившихся по сорок минут, добровольцы из основной группы стали производить арифметические вычисления в два раз быстрее и в два раза быстрее запоминать численную информацию.
Чтобы понять, что происходит в тех участках мозга, которые были обработаны случайным электрическим шумом, исследователи воспользовались методом коротковолновой инфракрасной спектроскопии, который позволяет измерять в них концентрацию кислорода. Выяснилось, что такие участки стали потреблять больше кислорода и питательных веществ, иначе говоря, активность нейронов в тех местах возросла.
Но самый главный результат, по мнению исследователей, заключается в долговременном характере изменений. Когда через полгода после эксперимента они вновь проверили арифметические способности бывших добровольцев, оказалось, что участники основной группы производили математические вычисления на 28% быстрее, чем участники контрольной группы.
Правда, через полгода ученым удалось отыскать только 12 из 25 человек, по 6 человек из каждой группы, поэтому заявление о долговременном эффекте было воспринято их коллегами с большой долей скепсиса.
Шесть человек — это, по их мнению, слишком мало, чтобы делать такие серьезные и далеко идущие выводы.
Тем не менее Коэн Кадош считает, что у его открытия большое будущее. «От пяти до семи процентов всего населения Земли, — говорит он, — в той или иной степени страдает дискалькулией, то есть неспособностью к изучению арифметики. К тому же почти у 20% детей школьного возраста отмечаются проблемы при работе с числами, и всем им можно помочь». Он надеется на массовое внедрение своей методики и уже видит школьные математические классы будущего, где каждая парта оборудована специальными шлемами, помогающими ученикам «раскалывать» математические головоломки.
Эта дешевая и неинвазивная процедура, по его мнению, может быть использована при реабилитации больных, переживших инсульт.
Более того, утверждает Коэн Кадош, она может помочь даже просто тем, кто хочет улучшить свои мыслительные способности.