«В свете появления недавних рекламных объявлений, согласно которым существует возможность путём платного голосования повлиять на решение IAU о присвоении новым экзопланетам определённых имён, IAU желает проинформировать публику о том, что подобные предложения не имеют никакой официальной силы. В целом IAU искренне приветствует общественный интерес и желание помочь международной организации в выборе подходящих имён для недавно открытых внесолнечных планет, но подчёркивает, что никакое общественное голосование не способно оказать влияние на позицию союза по выбору имени для вновь открытой планеты», — говорится в заявлении IAU, обнародованном в конце прошлой недели.
К настоящему моменту учёными обнаружены более 800 планет за пределами Солнечной системы, около тысячи планет-кандидатов ожидают подтверждения.
Методы их обнаружения уверенно и быстро улучшаются, и это несомненно означает, что в ближайшие месяцы и годы будет открыто большое количество экзопланет.
«Недавно некая организация приглашала публику купить право выдвинуть свое предложение для названия экзопланеты и право проголосовать за предложенное имя. При этом покупатель получает сертификат, подтверждающий правильность и надежность названия. Такие сертификаты заведомо ложны, так как подобные компании никак не связаны с официальным процессом выбора имени. Они не смогут повлиять на присвоение официально признанного имени экзопланете, несмотря на цену и представленное количество голосов», — говорится в заявлении IAU.
Судя по всему, речь идет о проекте Uwingu. За $0,99 этот проект предоставляет право предложить имя для экзопланеты, а еще за $0,99 — проголосовать за свое название. Полученные средства предполагается использовать для создания фонда, посвященного космическим исследованиям и космическому образованию. Впрочем, судя по всему, основателям компании не удалось сорвать большой куш: на момент подготовки материала было выдвинуто 1227 названий при общем количестве проголосовавших 4054. При этом голосование завершается в полночь 15 апреля по североамериканскому восточному времени. Выручка порядка $5000, вероятно, далеко не та сумма, на которую рассчитывали создатели проекта, а их, согласно информации на сайте, не менее семи человек.
В целом принцип работы Uwingu ничем не отличается от деятельности большого количества фирм (существующих в том числе и в России), которые предлагают купить названия звезд.
«В мировой науке сложились правила присвоения имен космическим объектам, — пояснял ситуацию «Газете.Ru» известный астроном Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга. — Эти правила, сформулированные Международным астрономическим союзом, неукоснительно соблюдают все ученые мира. Имена достойных людей присваивают кометам и астероидам, чтобы стимулировать их поиск и не пропустить внезапно появляющиеся. Звездам имена не присваивают, их не дарят и тем более не продают. Те коммерсанты, кто этим занимается, должны предупреждать своих клиентов, что те покупают милую шутку, мгновение радости, кусочек пиара, но не имя звезды. Ни в одном астрономическом каталоге, ни на одной карте неба, созданной профессиональными специалистами, этого имени не будет. Понятно, что люди совестливые таким бизнесом не занимаются и такие подарки не делают.
Это всё равно что подарить ребенку пустой фантик от конфеты: мгновение радости на его лице вы увидите, а что потом?»
В своем новом разъяснении IAU говорит то же самое. «Сразу после открытия экзопланеты и другие астрономические объекты получают однозначные обозначения в каталоге. Названия экзопланет, такие как 16 Cygni Bb или HD 41004 Ab, могут показаться скучными по сравнению с названиями планет в нашей солнечной системе. Из большого количества объектов в нашей Вселенной – галактики, звезды и планеты — имена имеют лишь некоторые, и это означает, что четкая система для названия таких объектов жизнеспособна». Действительно, заметим, что галактика Андромеды помимо этого популярного названия имеет еще такие названия из каталогов, как M31, NGC0224 и UGC00454. А известная туманность Ориона имеет обозначения M42 или NGC1976. В научной литературе вы чаще встретите названия именно из каталога.
«Любая система присвоения имен — это научная задача, которая должна работать на всех языках и культурах для того, чтобы поддерживать коллаборации по всему миру и помогать избегать недоразумений.
Чтобы сделать это возможным, IAU действует как единственный арбитр в процессе названия астрономических объектов, и его деятельность поддерживается учеными, работающими в самых разных областях астрономии, — говорится в заявлении союза. — Будучи международной научной организацией, он отстраняется от коммерческой практики продажи имени планет, звезд и даже земельных участков на планетах и спутниках. Эта практика не будет признана IAU, и альтернативные названия не будут приняты».
Впрочем, в заключении своего сообщения IAU отмечает «возрастающий интерес общества быть более тесно вовлеченным в исследования и понимание нашей Вселенной». В итоге в 2013 году комиссия IAU по экзопланетам и другие члены союза проведут консультации о порядке присвоения экзопланетам популярных имен. Результаты этих консультаций будут опубликованы на сайте IAU. «Тем не менее астрономам и обществу строго рекомендуется продолжать использовать существующую астрономическую номенклатуру», — завершается сообщение.