Известный генетик, профессор Гарвардской медицинской школы Джордж Черч опроверг распространившуюся в интернете информацию о том, что он ищет «авантюрную женщину», чтобы та выносила ребенка-неандертальца.
«Определенно нет, — заявил Черч в интервью АР. — У нас нет ни проектов, ни планов, ни статей, ни грантов под такую работу».
Пропагандирует ли он «возрождение» неандертальцев? Нет, оно было приписано ему журналистами немецкого журнала Spiegel, которому он дал интервью.
Информация о планах знаменитого ученого чуть ли не воссоздать новый (то есть «старый») вид людей появилась на сайте журнала неделю назад и активно распространялась в интернете (в частности, добралась даже до газеты «Правда»).
Черч — всемирно известный ученый, один из пионеров синтетической биологии. В 1984 году он вместе с Уолтером Гилбертом разработал первый прямой метод секвенирования генома. Он же стоял у истоков важнейшего международного проекта «Геном человека», цель которого — определить последовательность нуклеотидов, которые составляют ДНК, и идентифицировать 20—25 тыс. генов в человеческом геноме. Журналисты Der Spiegel обратились к Черчу с просьбой прокомментировать его новую книгу «Перерождение: как синтетическая биология заново изобретет природу и нас.
По словам Черча, идея возрождения неандертальцев была кратко затронута как теоретическая возможность, а фраза об «авантюрной» женщине в книге значит лишь то, что если этот процесс произойдет, понадобится, несомненно, безрассудно смелая дама.
«Говорится о том, что, если вы соберетесь воссоздавать неандертальца, такая женщина понадобится. Это фраза по значению очень отличается от рекламного объявления о поиске женщины. Вся эта история на самом деле о том, как наши слова «просачиваются» и изменяются», — заявил Черч Boston Herald.
На самом деле ученый сказал, что клонирование неандертальца — древнего предшественника homo sapiens, вымершего 40—45 тыс. лет назад, — теоретически возможно однажды, а в результате это трансформировалось в поиски суррогатной матери. Черч полагает, что проблема кроется в языковом барьере и недостаточной квалификации переводчика.
Высказывание о том, что ДНК неандертальцев выделены из найденных останков, справедливо. Его воссоздание гипотетически возможно с помощью пересадки такой ДНК в клетки человека, которые затем будут использованы как эмбрион для суррогатной матери, отметил Черч. Однако такой процесс поставит массу этических проблем, включающие как вопрос уважения к матери и ребенку, так и проблемы безопасности. В любом случае это будет широко обсуждаться с общественностью, полагает Черч. Ученые давно думают и о воссоздании вымерших животных, например, использования слоних как суррогатных матерей для мамонтов. Но и здесь существуют этические проблемы, хотя и не такие сложные, как в ситуации с неандертальцем.
Черч не утверждает, что воссоздание неандертальца — хорошая мысль. «Я считаю, что это дискуссионный вопрос, и, надеюсь, в ближайшие несколько лет мы сможем спокойно обсудить его.
Лучше думать о таких вещах заранее», — отметил Черч.
Ученый подчеркнул, что его работа — использовать генетику, ДНК и секвенирование генома, чтобы улучшить здравоохранение и создать новое, более качественное и полезное синтетическое топливо, материалы и другие продукты для жизни человека, а вовсе не воссоздавать древних людей. По его словам, за более чем 20-летнюю историю своих исследований он дал около 500 интервью, однако в первый раз ситуация вышла из-под контроля таким образом.
«Я не собираюсь убегать. Я хочу использовать эту ситуацию как образовательный момент, чтобы поговорить о журналистике и технологиях»,
— подытожил он.
В западной прессе такие ситуации — достаточно большая редкость, не в последнюю очередь из-за развитой системы пресс-служб, профессионально работающих с журналистами. В российской прессе искажение слов ученых — не редкость. Недавно даже уважаемый телеканал «Культура» использовал аккуратно «нарезанные» слова эксперта-антрополога Марии Медниковой, чтобы подтвердить существование в прошлом великанов на Кавказе. Так что мало кто из российских ученых, сталкивавшихся со СМИ, может похвастаться такой статистикой, как Черч, — одно проблемное интервью из пятисот.