Темпы роста этих потребностей остаются весьма высокими: с 2012-го по 2050 год общая потребность в животном белке вырастет на 70—80%. Цифры не очень вдохновляющие, учитывая, что мясомолочные фермы уже сейчас используют до 70% площади земель, пригодных для сельского хозяйства, а прогнозируемое развитие этого сектора будет происходить в ущерб другим (из-за увеличения доли кормовых культур и экспансии пастбищного скотоводства) и сопровождаться дальнейшей вырубкой лесов в тропических странах.
Несмотря на наличие адекватной замены мясу в виде богатых белками продуктов растительного происхождения, научно доказанный вред от употребления мяса млекопитающих и пропаганду здорового образа жизни, диетические предпочтения людей меняются очень медленно, а потребление мясных продуктов растет как в развитых странах, так и в развивающихся.
Между тем помимо белка растений существует еще одна не менее полноценная замена животному белку.
Это личинки насекомых, которые, являясь известным лакомством и ценным дополнением рациона у многих животных, в том числе приматов, традиционно употребляются в пищу во многих странах.
Идея выращивать личинки насекомых в промышленных масштабах давно витает в воздухе, но реального сопоставления издержек, сопутствующих такому производству, с издержками, связанными с производством мяса и молока, до сих пор никто не делал. Восполнить этот пробел решили сотрудники Университета Вагенингена (Голландия) Денис Оонинкс и Имке де Боэр, авторы статьи в PLOS One, которые, изучив работу голландской фермы, специализирующейся на выращивании личинок, провели комплексное сопоставление личиночного и мясомолочного производств по нескольким параметрам, включая энергетические затраты, кормоотдачу, площадь используемых земель и эмиссию парниковых газов.
Исследованная авторами ферма занимается выращиванием двух разновидностей насекомых — личинок мучного жука (Tenebrio molitor) и зофобаса (Zophobas morio), которые используются в качестве корма для домашней птицы, рыб, а также экзотических домашних животных.
Компания, владеющая фермой, предоставила исследователям все данные по производственному циклу — объемам и темпам биорепродукции, количеству и общему составу кормов, количеству потребляемой электроэнергии и топлива, занимаемым площадям, конечному выходу продукции и пр., удержав в секрете лишь точный состав используемого комбикорма, в который входят овес, отруби, соя, рожь, кукуруза и пивные дрожжи. Аналогичные данные по мясомолочному производству, как и данные по эмиссии парниковых газов, были взяты из открытой статистики и научной литературы.
Голландцы проявили въедливость: учету были подвергнуты даже картонные контейнеры для яиц, которые используются для размещения личинок.
Экологические издержки (вклад в эмиссию парниковых газов, выраженный в кг выделенного углекислого газа на кг произведенного белка), связанные с выращиванием личинок, выглядят существенно меньшими в сравнении с производством мяса и молока (в 1,77—2,80 раза меньше по сравнению с молоком, в 1,32—2,67 — с курятиной, в 1,51—3,87 — со свининой и в 5,52—12,51 раз меньше по сравнению с говядиной). Энергии (джоуль на кг пищевого протеина) для выращивания личинок (большая ее часть идет на поддержание температуры, оптимальной для репродукции насекомых) тоже тратится меньше — в среднем на 40% по сравнению с производством молока, на 60% — курятины, на 90% — свинины и на 130% меньше по сравнению с говядиной. Также меньше и совокупная площадь используемых земель, поддерживающих выращивание личинок (складывается из площади угодий под кормовые культуры, площади кормовых хранилищ, площади фермы и др.), — в 1,81—3,23 раза по сравнению с производством молока, в 2,30—2,85 — курятины, в 2,57—3,49 — свинины и 7,89—14,12 меньше, чем говядины.
Наконец, по такому важному показателю, как кормоотдача (кг потраченного корма на кг прироста, чем меньше показатель, тем экономичнее животное), личинки тоже оказались на высоте.
Для них этот показатель равен 2,2, что ненамного меньше, чем у кур (2,3), но существенно меньше, чем у свиней (4,0), и намного меньше, чем у крупного рогатого скота (до 8,8). Прибавим сюда высокие темпы репродукции (самка мучного жука откладывает до 160 яиц за 3 месяца, а зофобоса — до 1500 яиц за год), при этом репродуктивный возраст насекомых очень короткий — 10 недель и 3,5 месяца соответственно.
Как видим, полученные результаты позволяют однозначно утверждать, что при существенно меньших экологических, энергетических и экономических издержках фермы по выращиванию личинок насекомых могут производить больше ценного пищевого белка, чем традиционные мясомолочные хозяйства. А успехи генетической инженерии и дальнейшая оптимизация производства (уже достигшая своих пределов в мясомолочной отрасли) только уменьшат эти издержки и сделают индустрию по выращиванию насекомых еще более привлекательной.
Станут ли личинки и полученные из них белковые субпродукты частью нашего ежедневного пищевого рациона — покажет будущее, но уже сейчас апологетам мясоедения следует задуматься над безрадостными перспективами мясомолочной отрасли и связанных с ее развитием издержек, в частности экологических, которые дальше будут только расти.