Сергей Петрович Капица родился 14 февраля 1928 года в Кембридже — там в это время находился в научной командировке его отец, выдающийся физик, будущий лауреат Нобелевской премии Петр Леонидович Капица. Мать Сергея Петровича — Анна Алексеевна Крылова, дочь знаменитого кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова.<2>
«Мой отец был профессором и занимался физикой, — вспоминал Сергей Капица. — Он уехал туда в 1921 году, сразу после Гражданской войны и революции, когда после страшной эпидемии испанки он потерял свою первую семью. Он потерял отца, видного военного строителя, свою первую жену и двоих детей. Был страшный удар, и тогда с группой ученых, куда входили его будущий тесть академик Крылов, его учитель Иоффе и ряд других видных ученых, он в качестве ученого секретаря делегации был отправлен решением советского правительства в Европу, чтобы восстанавливать научные связи с европейской наукой. Тогда его прикомандировали к лаборатории Резерфорда в Англии, где и началась его блистательная карьера».
Интересно, что Сергей Петрович был крещен, а крестным отцом у него был великий физиолог Иван Петрович Павлов.
В 1935 году семья переехала в Москву, а Сергей Петрович окончил Московский авиационный институт. В возрасте 33 лет он стал доктором физико-математических наук. Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, откуда был уволен в связи с опалой отца. Затем работал в Институте геофизики, в Институте физических проблем им. П. Л. Капицы РАН. В течение 35 лет заведовал крупнейшей в стране кафедрой физики в Московском физико-техническом институте.
Как ученый Сергей Капица известен работами в области прикладной электродинамики, сверхзвуковой аэродинамики, изучения земного магнетизма. Позднее основным предметом его исследований стали демографическая революция и динамика роста населения Земли.
Он является одним из авторов закона гиперболического роста численности населения Земли.
Но наибольшую известность Сергей Капица получил как выдающийся популяризатор науки. Все началось с книги «Жизнь науки», которая представляет собой собрание предисловий и введений к основополагающим научным трудам от Везалия и Коперника до наших дней, по которым можно проследить путь развития науки. Выход этой книги стал предпосылкой для создания телепередачи «Очевидное — невероятное», бессменным ведущим которой Сергей Капица являлся начиная с февраля 1973 года — именно тогда на телеэкраны вышел первый выпуск передачи. «Очевидное — невероятное» пользовалось огромной популярностью, о чем свидетельствует хотя бы ее упоминание в песне Высоцкого или же многочисленные анекдоты про Сергея Капицу и его коллег по другим научно-популярным телепередачами, Николая Дроздова из «В мире животных» и Юрия Сенкевича из «Клуба путешественников».
За прошедшие с того момента 39 лет регулярный выход передачи в эфир прерывался только два раз. Впервые это произошло в 1991 году.
«Это было время, когда на экране царили Кашпировский и всякие другие Чумаки. Разумное слово не находило места в общественном сознании. Кризис передачи «Очевидное — невероятное» совпал с кризисом отношения к науке в общественном сознании, но наука переживет любые кризисы», — вспоминал Сергей Капица в одном из последних своих интервью.
Еще один вынужденный перерыв у передачи случился в 2006 году, когда «Очевидное – невероятное» «переехало» с телеканала ТВЦ на «Россию».
Помимо работы на телевидении, Сергей Петрович, начиная с 80-х годов, был главным редактором журнала «В мире науки» — русскоязычной версии всемирно известного международного журнала Scientific America.
Сергей Капица является членом более 30 академий и научных обществ мира. Вот некоторые из них: Европейская Академия наук, Всемирная академия искусств и науки (Вашингтон), Римский клуб.<4>
А вот академиком главной отечественной академии — Российской академии наук — Сергей Петрович не был.
В минувшем году он избирался в действительные члены РАН по отделению глобальных проблем и международных отношений, но выборы проиграл. Впрочем, РАН отметила заслуги Сергея Петровича, вручив в 2012 году первую в своей истории Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.
Одной из своих главных задач Капица называл борьбу с лженаукой.
«Торможения пока не видно. С тех пор как я занялся популяризацией науки, проблема стала еще острее, — сказал Сергей Петрович незадолго до своей смерти. — Деятельность всевозможных шарлатанов и астрологов стала более широкой. Это существенный вопрос, который отражает растерянность в умах в наше переходное время. <5>Объемы средств, которые обращаются в этой сфере, сравнимы с финансированием науки в целом. Отношение к науке в государстве напоминает мне анекдот про лошадь и цыгана, который в целях экономии стал давать ей вдвое меньше овса — и ничего, ходит. Тогда он сократил паек еще вдвое — опять жива. Цыган снова урезал количество овса. Наконец лошадь сдохла. Так и наука. Нельзя же так долго испытывать ее на выживаемость!»
Сергей Петрович Капица умер спустя год и 11 дней после смерти своего брата – Андрея Петровича Капицы, выдающегося географа, автора крупнейшего в ХХ веке географического открытия: подледного озера Восток в Антарктиде.
«Главное чудо — то, что мы живем. Сама наша жизнь — это, конечно, большое чудо. Рождение ребенка и то, что происходит с ним на наших глазах, когда за полтора-два года он достигает такого колоссального прогресса, — это тоже совершенно невероятно. Хотя очевидно!» — говорил Сергей Капица.