Группа ученых международного эксперимента OPERA, ставшего автором прошлогодней сенсации — «сверхсветовых» нейтрино, сегодня официально признала, что парадоксальный результат был ошибкой эксперимента.
Скорость нейтрино, как всех других частиц во Вселенной, ограничена пределом скорости света в вакууме — в полном соответствии с теорией относительности Эйнштейна.
Исследователи в лаборатории «Гран-Сассо» в Италии, «ловившие» нейтрино, отправленные из CERN на границе Италии и Франции, оказались в центре всеобщего внимания прошлой осенью, так как заявили, что, по их данным, скорость нейтрино превышает скорость света на 6 км/c.
Хотя изначально было понятно, что вероятность ошибки здесь выше вероятности совершить большое открытие, этот результат, будучи подтвержденным, подрывал бы самые основы теории, созданной Альбертом Эйнштейном еще в 1905 году: в ее рамках скорость света была максимально возможной.
Согласно данным «Гран-Сассо», нейтрино преодолели 732 км под землей на 0,00000006 сек быстрее, чем ожидалось.
Однако в пятницу на Международной конференции по нейтринной физике и астрофизике в Киото (Япония)
коллектив OPERA официально признал ошибочность своих результатов.
«Данные, полученные нами в 2011 году на пучке нейтрино из CERN, были перепроверены с учетом найденных инструментальных погрешностей. Общая картина, сложившаяся на основе этих и новых дополнительно собранных данных, показала, что скорость нейтрино соответствует скорости света», — говорится в сообщении коллаборации.
Сотрудники OPERA обнаружили два возможных эффекта, которые могли повлиять на измерение времени пролета нейтрино. «Один из них мог привести к недооценке, а другой — к переоценке скорости нейтрино», — говорится в сообщении пресс-службы CERN.
Первый эффект связан с осциллятором, передающим временную информацию для синхронизации с GPS.
Он мог привести к переоценки времени пролета нейтрино (то есть на деле может оказаться, что скорость еще выше). Второй эффект связывают с разъемом оптоволоконного кабеля, по которому внешний сигнал GPS передавался к главным часам эксперимента OPERA. Если во время эксперимента он работал неправильно, то время пролета нейтрино было недооценено, занижено.
Проверка данных проводилась не только коллаборацией OPERA, но и независимым коллективом коллаборации ICARUS, который возглавляет нобелевский лауреат Карло Руббиа. Эта проверка также показала отсутствие превышения универсального предела скорости.
Спорные физические результаты раскололи не только научное сообщество, но и саму коллаборацию. В результате этого глава коллаборации OPERA физик Антонио Эредитато добровольно ушел из проекта вместе со своими заместителями, не дожидаясь окончательных данных проверки. Он обвинил прессу в невиданном давлении на ученых и искажении результатов, а его коллеги признали, что
политизация ситуации стоила места достойному ученому.
Отставки, последовавшие за фактическим опровержением результата, полученного OPERA, являются в большей степени политическими. С точки зрения научной этики коллаборация действовала безупречно, что неоднократно подчеркивали и руководители головной организации — CERN. Если ошибка и была допущена, то не намеренно: это обычная часть научного процесса. Ученые сделали все возможное, чтобы найти ее и устранить.
«Мы надеемся, что коллаборация вновь сплотится, изберет новое руководство и продолжит успешно решать задачу, для которой была создана, — наблюдение нейтринных осцилляций», — подчеркнуло руководство Национального института ядерной физики (INFN), в состав которого входит лаборатория «Гран-Сассо».