Древнеегипетский город Абидос сейчас представляет собой величественные развалины близ деревни Эль-Араба-эль-Мадфуна на берегу Нила, а когда-то он был одним из самых древних культовых центров Осириса, своеобразной Меккой египтян. Они считали, что вход в загробный мир располагается где-то в окрестностях города, поэтому привозили сюда тела родственников, не успевших совершить паломничество при жизни. Несмотря на несколько веков изучения, египетские пески таят еще много тайн. К примеру, столица нома — области, где находился Абидос, — город Тин, где возникли первые две династии фараонов, до сих пор не найдена.
Группа археологов из Университета Торонто (Канада) в ходе экспедиции 2011 года продолжила разгадывать тайны Абидоса. Им удалось обнаружить деревянную статую фараона, монументальное здание, частный алтарь для жертвоприношений и более 80 мумифицированных животных.
Найденные артефакты рассказывают ученым, какие ритуалы практиковали египтяне при поклонении богам.
Главным образом, как объяснила руководитель исследования, профессор Мари-Анн Полс Вегнер, находки связаны с культом Осириса — богом возрождения и царем загробного мира в египетской мифологии. Абидос в древности являлся одним из важнейших центров поклонения Осирису: именно в этом городе, верили египтяне, покоятся его останки (египетские боги, по легенде, сначала жили на земле и правили Египтом).
Найденная деревянная статуя — одна из очень немногих в своем роде. Археологи предполагают, что
она изображает женщину-фараона Хатшепсут — успешного правителя времен середины второго тысячелетия до нашей эры, предшественницы и мачехи фараона-завоевателя Тутмоса III.
Так как фараон в Египте был воплощением Гора (а Хатшепсут была официальным фараоном, а не регентом), ее часто изображали в мужской одежде и с накладной бородой. Не стала исключением и найденная деревянная статуя. Однако ее характеризует мягкая линия подбородка и тонкая талия, что позволяет считать статую женской. Деревянные статуи были важной частью процессии в ходе празднества загробной жизни Осириса.
Важным элементом причастности горожан к божественному культу было строительство частных святилищ на пути торжественной процессии. Однако эти строения не должны были находиться слишком близко к дороге, такое каралось смертью. Найденное археологами святилище как раз стоит на предельно близком расстоянии. Возраст здания — между 1990 и 1560 г. до н. э. Памятники Осирису строили все представители городской элиты, полагают ученые.
«Найденное нами здание частного храма показывает, что горожанам — представителям правящей элиты дозволялось во времена Среднего царства строить свои памятники и алтари Осирису прямо на пути процессии.
На обнаруженном нами алтаре приношения продолжались еще 800 лет после его строительства», — подчеркнула Полс Вегнер, слова которой приводит пресс-служба Университета Торонто.
Одной из важнейших фигур в праздничной процессии Осириса был бог Упуаут (или Вепвавет) — бог войны, «открывающий пути», иногда отождествлявшийся с Анубисом. Он защищал умершего на пути к загробной жизни и возглавлял шествие Осириса. Штандарты с атрибутами и изображениями Упуаута выносили перед выходом фараона и несли во главе процессии во время мистерий Осириса в Абидосе.
Процессия сопровождалась жертвоприношениями.
Археологам удалось найти более 80 домашних животных, которые были принесены в жертву и мумифицированы.
Среди них две кошки, три овцы или козы и 83 собаки. Здание, в котором найдены останки, сначала использовалось в мистериях как полноценный храм, а затем было «перепрофилировано» в хранилище для мумий.