Одну из самых больших загадок в астрономии представляет собой звезда η Carinae (Эта Киля). Ее масса более чем в 100 раз превышает массу Солнца, что в общем-то близко к теоретическому пределу. По своей светимости объект в миллионы раз превышает Солнце. Звезда окружена большой яркой туманностью NGC 3372 (туманность Киля), а также маленькой, недавно образовавшейся туманностью Гомункул.
170 лет назад астрономы зафиксировали, что Эта Киля резко изменила свою видимую звездную величину с 4m (что на пределе зрения среднестатистического человека) до -0.8m (что позволило звезде стать второй по яркости после Сириуса).
Поначалу ученые посчитали эту звезду сверхновой. Но, если бы это было так, Эта Киля уже должна была бы прекратить свое существование.
Вместо этого светило вновь снизило свой блеск, достигнув к началу XXI века значения 5m.
Данное нестандартное поведение позволило астрономам заявить о существовании класса так называемых supernova imposters (что можно перевести как «сверхновые-самозванцы» или «фальшивые сверхновые»). Эти объекты характеризует наличие эффекта «светового эха» — явление, аналогичное звуковому эху, когда лучи света, возникшие в результате сильной вспышки, долетают до некоторого объекта и отражаются от него обратно, поэтому наблюдатель фиксирует вспышку позже, чем произошло само событие. У такой «сверхновой-самозванца» цвет ее излучения может отличаться от того, который был у нее до «взрыва». Теоретики объясняют это тем, что в момент вспышки внешняя оболочка поглощает излучение звезды в синей области видимого спектра, переизлучая его ближе к красной области.
Данное предположение было проверено авторами статьи, опубликованной в четверг в Nature.
Американские, британские и чилийские астрономы во главе с Армином Рестом из Института космического телескопа в Балтиморе (США) изучили спектральные особенности светового эха вспышки Эты Киля. Для этого им понадобилось собрать огромное количество снимков звезды, полученных за последние восемь лет на разных инструментах.
Получив такой архив, исследователи сравнили более поздние изображения с самыми первыми снимками и удалили с фото все совпадающие элементы.
Оставшиеся детали изображения представляли собой световое эхо от вспышки звезды, которая произошла 170 лет назад.
Здесь ученых и ждал сюрприз. Эти детали оказались слишком «холодными». Для того чтобы теоретики оказались правы, их температура должна была составлять не менее 7 тысяч кельвинов. На деле же эта температура оказалась равна 5 тысячам кельвинов.
Таким образом, это астрономическое событие и другие «сверхновые-самозванцы» представляют собой особый феномен, природа которого остается непонятной.
Рест и его коллеги полагают, что их экспериментальные данные помогут проверить некоторые альтернативные модели, которые ранее не обсуждались широким кругом астрономов.