Вопреки распространенному убеждению, что словосочетание «поколение Икс» (Generation X) изобрел автор одноименного романа американский писатель Дуглас Коупленд, этот термин, впервые использованный еще в начале 50-х годов фотографом агентства «Магнум» Робертом Капой (назвавшим так серию своих репортажных фотографий), сначала получил распространение среди социологов, притом социологов британских, проводивших в середине 60-х исследование «циничной» и «индифферентной» молодежи — первых представителей поколения, выросшего после Второй мировой войны.
За послевоенным поколением, однако, закрепилось название «бэби-бумеры», а поколением Икс социологи стали называть людей, родившихся с 1965-го по 1982 год (верхняя граница иногда отодвигается до 1985—1987 годов),
то есть в период демографического спада, наступившего вслед за «бэби-бумом» — послевоенным демографическим взрывом, продолжавшимся до середины 60-х.
Хотя звучный термин получил распространение в массовой культуре еще до романа Коупленда — «Поколением Икс», например, называлась группа Билли Айдола, выпустившая в конце 70-х одноименный альбом, — именно этому роману постбэби-бумеры обязаны набором расхожих и не очень лестных характеристик, которые им приписывают: разочарованные, равнодушные, апатичные, циничные, беззащитные, инертные, неуверенные, неуспешные, аутсайдеры и т. д.
Все они, однако, входят в вопиющее противоречие с данными научной социологии, особенно активно заинтересовавшейся поколением Икс (насчитывающим, кстати говоря, 84 миллиона американцев) именно сейчас, на пороге следующего общественного цикла, во время которого иксеры будут вершить судьбы страны и мира из здания американского конгресса и Белого дома следующие двадцать-тридцать лет.
Согласно данным масштабного социологического мониторинга, который продолжается уже четверть века, большинство иксеров, не попавших, очевидно, в поле зрения Коупленда, ведут «активную, сбалансированную и счастливую жизнь».
«Они вовсе не из тех, кто любит «покатать шары в одиночку», рассказывает социолог Джон Миллер, один из авторов опубликованного недавно доклада «Поколение Икс», явно полемизируя с книгой известного социолога Роберта Путнама «Боулинг в одиночку» (Bowling Alone), в которой проводится мысль о стремительно нарастающем партикуляризме в американском социуме. «Они общественно активны, в большинстве своем удовлетворены своей работой и умеют эффективно совмещать профессиональные и семейные обязанности с личным досугом», — резюмирует он.
Миллер возглавляет социологический проект LSAY — «Долговременное исследование американской молодежи» (Longitudinal Study of American Youth, LSAY), инициированный Университетом Мичигана в середине 80-х и финансируемый Национальным научным фондом. В 1987 году в 50 американских школах была отобрана группа из шести тысяч старшеклассников, которые вплоть до настоящего времени два раза в год — весной и осенью — заполняют составленные социологами анкеты. Сейчас им всем 36—39 лет, притом социологи продолжают контролировать 95% изначальной группы.
Обработка собранной информации началась в 2007 году, а первый итоговый доклад LSAY, обещающий публиковать свои отчеты ежеквартально, вывесил в сеть недавно. Доклад обобщает данные о профессиональной занятости поколения Икс, образовании, семье, религиозной и общественной активности, отдыхе, участии в соцсетях, а также об оценках своей жизни и «уровне счастья».
Главный стереотип, развенчанный LSAY, — это представление об иксерах как поколении лентяев и профессиональных лузеров.
Согласно социологам, все обстоит с точностью до наоборот: по сравнению с более старшим поколением поколение Икс оказалось настоящим трудоголиком, посвящая работе и профессиональному общению большее количество часов, чем среднестатистический взрослый американец старше 45 лет.
Развенчан был также миф о том, что поколение Икс патологически неспособно создать крепкую семью: две трети иксеров состоят в официальном браке, а 71% пар имеют детей. Притом эти семьи вполне благополучны, а не «дисфункциональны» — еще одно расхожее словечко, описывающее семейное самочувствие «поколения Симпсонов»: три четверти родителей-иксеров помогают своим детям делать уроки, притом 43% тратят на это пять и более часов в неделю.
Следующим развенчанным стереотипом стала гражданская и социальная инертность поколения Х: на протяжении многих лет около 30% опрошенных принимали активное участие в деятельности профессиональных и бизнес-союзов, гражданских и общественных объединений.
Идиосинкразией к религии и церкви иксеры также не страдают: каждый третий опрошенный — активный член церковной общины или религиозной организации.
Наконец, исчезли из социологического портрета поколения воспетые Коуплендом угрюмость и социопатия — фирменные «метки» иксеров: каждый третий из них общается по телефону с родителями и близкими друзьями как минимум один раз в день, а 95%, то есть абсолютное большинство, делают это минимум раз в неделю — для мобильных американцев, рано начинающих жить отдельно от родителей и активно перемещающихся по стране, это хороший показатель.
Как показывает мониторинг, поколение Икс состоит из любознательных людей, ведущих активный образ жизни:
90% опрошенных не менее раза в месяц занимаются спортивным туризмом, а 40% — два и более раз в месяц. 45% иксеров раз в год посещали театр, балет, оперу или слушали симфонический концерт, а 13% делают это регулярно.
Вопреки утверждениям о конце традиционной читательской культуры поколение Икс проводит много времени за чтением: 72% опрошенных минимум раз в неделю читают газеты, а целых 80% покупают и прочитывают как минимум одну книгу в год, при этом около половины опрошенных читают шесть и более книг в год.
Наконец, самый главный показатель: удалась жизнь у поколения или не удалась — «уровень счастья», который у героев Коупленда находился стабильно на нуле и даже ниже. В общем и целом иксеры довольны своей жизнью: по 10-балльной шкале, где 10 баллов означает «очень счастлив», иксеры оценили свою жизнь на 7,5, то есть как просто счастливую.
В следующем докладе группа LSAY обещает представить данные, описывающие в том числе и трудности, с которыми сталкивается поколение Икс. Возможно, что более чем благополучная картина, сложившаяся по первому докладу, будет несколько подкорректирована, но даже опубликованных выводов вполне достаточно, чтобы еще раз убедиться, насколько романы, произведения искусства и массовые стереотипы могут расходиться с положением дел в реальной жизни.