Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Американо-датский Королев

Частная датская компания провела первый успешный запуск ракеты

Частная датская компания провела первый успешный запуск своей ракеты для суборбитальных полетов. Хотя ей не удалось достичь даже запланированных небольших высот, этот пример обещает серьезные перспективы как частному космосу, так и космическому бизнесу — недорогим туристическим полетам.

С плавучей платформы в Балтийском море поднялась в небо маленькая, но амбициозная ракета HEAT-1X — детище полностью частной компании Copenhagen Suborbitals. Разработка, целью которой декларируется запуск программы коммерчески доступных суборбитальных полетов, была полностью разработана на частные средства — как юридических, так и физических лиц. Миниатюрная капсула, названная в честь великого датского астронома Тихо Браге, должна была подняться на высоту более 10 км, однако в реальности достигала лишь «самолетных» высот в 3 км. Чтобы понять масштаб, Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года поднялся на высоту более 300 км. Рубежом суборбитальных полетов является достижение первой космической скорости, которая позволяет космическому аппарату стать искусственным спутником Земли. Соответственно, все, что меньше высоты около 100 км, относится к «суборбитальщине».

Предыдущий запуск, состоявшийся около 9 месяцев назад, закончился неудачей.

Состоявшийся в пятницу запуск был более успешен. Эти события напоминают прогресс советской космической индустрии 50-х годов, а создателей ракеты — Петера Мадсена и Кристиана фон Бенгтсона (ранее работавшего в NASA) — уже сравнивают с Королевым.

«Мы это сделали...» — гласила первая после запуска запись на официальной ленте новостей проекта.<1>

Несмотря ни на что, первые неуверенные шаги этого частного проекта прочат серьезное будущее частному космосу и космическому туризму.

«Сейчас мы испытываем потрясающие ощущения, а опыт и ошибки этого запуска мы тщательнейшим образом учтем и применим для улучшения нашего космического корабля. Сейчас уже мы знаем гораздо больше о том, как запустить ракету в небо», — заявил Петер Мадсен в интервью газете The Copenhagen Post сразу после запуска.

«То, что ракета поднялась в воздух, это несомненный успех. Я думаю, что мы теперь хоть немного вошли в историю», — добавил его партнер Кристиан фон Бенгстон.

«Изюминка» проекта Copenhagen Suborbitals, работающего с 2008 года, — возможность максимально удешевить запуск человека в космос. Для этого разработана сверхминиатюрная капсула «Тихо Браге», позволяющая подняться в небо всего одному человеку в полусидячей позе.

Вместе с пассажиром аппарат весит всего 300 кг, его длина около 3,5 м.

«Мы хотим показать, что пилотируемые космические полеты — это необязательно дорогостоящие правительственные программы. Мы отдаем все наши силы, чтобы создать партию небольших космических кораблей, которые подарят большему числу людей радость космоса», — говорится на сайте компании.

Отличие датского проекта от частных американских компаний - той же SpaceX в том, что они не претендуют на правительственные гранты (американские «частники» вовсю борются за финансирование NASA). Кроме того, декларируемая дешевизна разработок пока соблюдается — HEAT-1X и «Тихо Браге» созданы на $60 тыс. в год.

Разработчики, в свою очередь, с большим энтузиазмом относятся к своему проекту. Петер Мадчен после первого безуспешного запуска, например, заявил:

«После 3–4 стабильных полетов я готов сам стать первым датским космонавтом в нашей капсуле».

Впрочем, недорогой космический полет наверняка будет пользоваться большим успехом у самих сотрудников космической промышленности. Те же инженеры NASA с восторгом говорят о потенциальной возможности «купить билет» в космос.

Что думаешь?
Загрузка