Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«А почему не наш родной ГЛОНАСС?»

Развитие коммерческого космоса в России требует грамотного руководства и законодательной поддержки

Космические телекоммуникации, навигация и съемка уже сейчас могут приносить реальную прибыль, однако в России они остро нуждаются в грамотном администрировании и государственной законодательной поддержке, считает директор ИТЦ «СканЭкс» Владимир Гершензон.

Космическая деятельность по своим основным видам в порядке убывания рентабельности делится следующим образом: телекоммуникации, запуски, навигация, космическая съемка, пилотируемые полеты. Для наиболее зрелых в коммерческом отношении видов деятельности (телекоммуникации, запуски) в мировой практике обычно требуется лишь разумная законодательная поддержка. Навигационные программы и программы космической съемки предполагают элементы частно-государственного партнерства.

Пилотируемый, научный космос являются фактически чисто дотационными.

В России в телекоммуникациях, связанных с геостационарными ретрансляторами, работают коммерческие компании с государственным участием, низкоорбитальный связной сегмент не развит (глобальные системы связи типа «Турайя», «Орбкомм», «Иридиум»); коммерческие запуски осуществляются рядом совместных предприятий с участием ведущих зарубежных и российских фирм. Навигация представлена широко обсуждаемым в последние 2–3 года и насчитывающим почти 30-летнюю историю проектом ГЛОНАСС. Космическая съемка на современном уровне практически отсутствует, несмотря на значительное количество (десятки миллиардов) выделяемых в последние годы средств госбюджета.

Пилотируемый космос в России осуществляется в рамках программы Международной космической станции; научный не представлен вообще (в сравнении с программами ведущих стран мира).

При этом глобальные информационные сервисы, прежде всего с использованием навигационных данных и материалов космической съемки, наряду с интернетом являются технологиями, стремительно меняющими повседневную действительность как жителей всей планеты, так и подходы ведущих стран к развитию не только технологических, управленческих стратегий, экономики, геополитических связей, но и социальной политики, прозрачности информационных процессов, экологической ответственности, открытости диалога правительств и гражданского общества. Поэтому в плане инновационных, модернизационных процессов навигация (в меньшей степени) и космическая съемка (в большей) играют ключевую роль, связанную с регистрацией процессов и объектов в пространстве, с мониторингом динамики явлений, природных процессов, антропогенных комплексов благодаря множеству видов космической съемки – от метеорологической до сверхвысокодетальной и радиолокационной (для наблюдения поверхности в ночное время, через облака и т. п.).

Несмотря на большое внимание, уделяемое навигации в последние несколько лет, процесс внедрения идет сложно и во многом осуществляется командными, а не успешно работающими в современном информационном сообществе стимуляционными методами. Только в малой части эти процессы пересекаются с космической съемкой, являющейся наиболее сложным и наиболее важным движителем развития модернизационных процессов. Целый

ряд принятых и планирующихся программ запуска новых космических аппаратов, внедрения результатов съемки в хозяйственные процессы, развития инфраструктуры не меняет сложившейся ситуации, так как наследует уже неоднократно дискредитировавшие себя принципы замкнутых и целиком дотационных информационных систем.

Эти процессы происходят на фоне массовой некомпетентности (а зачастую и недобросовестности) руководителей многих предприятий промышленного сектора и управлений отрасли. Типичный пример: резолюция на заявке об открытии конкурса по съемке, предполагающая закупку иностранных информационных ресурсов, гласит: «А почему не наш родной ГЛОНАСС?» Хотя эти технологии в реальности не имеют ничего общего. В то же время уже сегодня в России созданы не имеющие аналогов в мире технологии приема и переработки информации ведущих зарубежных программ космического мониторинга; заключены и успешно реализуются соответствующие контрактные соглашения с иностранными операторами; выполнен ряд престижных международных (как в сотрудничестве с NASA, так и Роскосмосом) высокоэффективных отечественных проектов; налажены процессы обеспечения информацией заказчиков федерального (МЧС, Рослесхоз, Минприроды), регионального, областного уровней.

Особенно ценным представляется повсеместное внедрение информационно-технологических подходов на основе спутниковой съемки в практику образовательной, исследовательской, прикладной деятельности государственных, федеральных, национальных университетов страны. Сегодня в структуре более 20 вузов России функционируют Центры космического мониторинга. Возникают естественные процессы расширения методического, внедренческого, геопортального взаимодействия образовательных структур (студентов, преподавателей и специалистов), в том числе в сфере повышения квалификации и переподготовки сотрудников в рамках сетевого и международного сотрудничества.

Представляется, что

именно такие стимуляционные процессы могут явиться основой модернизации отрасли и экономики страны

благодаря межкластерному, межведомственному, международному осуществлению проектной деятельности, включающей как спутниковую, так и наземную компоненты, на основах правильно организованного и результативного частно-государственного партнерства. Основную законодательную и гарантийную роль в нем должны осуществлять органы власти, а технологические и внедренческие обязательства берет на себя коммерческий сектор.

Загрузка