На проходящей в Вашингтоне ежегодной конференции AAAS (Американская ассоциация по развитию науки) был представлен доклад американских ученых, посвященный исследованиям древних человеческих поселений на Курильских островах. Материалом для данного доклада стали комплексные (не только археологические, а и геологические, и биологические и т. п.) исследования Курил, проведенные в рамках «Международного Курильского проекта», который совместно осуществили Университет Вашингтона (США), Дальневосточное отделение Российской академии наук и Университет Хоккайдо (Япония).
О том, что в рамках этого проекта на Курилах найдено большое количество археологических артефактов возрастом несколько тысяч лет, стало известно несколько лет назад. Один из российских ученых, участвовавших в исследовании, заведующий лабораторией археологии Сахалинского областного краеведческого музея Валерий Шубин тогда предположил, что большая часть находок имеет возраст полторы-две тысячи лет и принадлежит людям охотской культуры. <2>При этом Шубин отметил, что такого комплексного исследования Курильских островов не было с 1946 года.
В докладе американских ученых сообщается, что некоторые из находок относятся к 6000 году до нашей эры.
В своей презентации исследователи рассказали об обнаружении ими следов построек, остатков керамики и каменных орудий, таких как наконечники для копий и гарпунов, а также принадлежности для рыболовства. В докладе был сделан упор на тот факт, что жизнь на Курильских островах существовала, несмотря на не самые благоприятные условия для проживания, включавшие в себя частые извержения вулканов, цунами, густой туман и продолжительные зимы. Ученые, не вдаваясь в этническую принадлежность древних жителей Курил, выделяют там три культурных периода поселений, самый ранний из которых имел место в шестом тысячелетии до нашей эры, а самый поздний — около 1200 года нашей эры.<4>
Как утверждает ведущий автор работы Бен Фицхью, в том, что местные жители смогли выжить в сложных условиях, большую роль сыграла их мобильность и социальность:
«Наличие родственников и друзей на других островах Курил означало то, что в случае неблагоприятных условий, вызванных стихийным бедствием (как извержение вулкана или цунами), люди могли временно переехать на близлежащие острова».
Кроме того, местные жители должны были хорошо понимать местную окружающую среду и уметь находить нужное направление при перемещении между островами в условиях сильного тумана. Фицхью и коллеги предполагают, что древние жители Курил использовали для грамотной навигации свои наблюдения за поведением птиц, знания о водных течениях и температуре воды.
Все находки участников «Международного курильского проекта» были сделаны на нескольких островах, от Онекотана до Урупа.<1>
Если в XVII--XIX веках на этих островах было много местного населения, то сейчас там уже давно никто не живет, кроме военных, которые в советское время находились на этих островах в большом количестве.
Существенное сокращение населения на островах, где производились раскопки, американские ученые связывают не с экологическими проблемами, а с социально-политическими причинами, в частности, со спором о принадлежности Курил между Россией и Японией. Острова, на которые претендует Япония, — Итуруп, Кунашир и Малая Курильская гряда (крупнейший остров — Шикотан, по японски архипелаг называется Хабомаи) — располагаются южнее острова Уруп — самого южного из островов, где производились раскопки.