«Полное отсутствие воды на Луне»

На Луне слишком мало воды

На Луне слишком мало воды, которую можно было бы использовать в будущих космических миссиях или для строительства лунной базы. К такому выводу пришли ученые, повторно проанализировав пробы лунного грунта с целью определения в них соотношения уровня изотопов хлора.

Результаты многих исследований последних лет подтвердили, что на Луне существует вода. Конечно, в отсутствие атмосферы и других условий, необходимых для жизни, речь шла не об огромных океанах или мелких родниках, которые существуют на планете Земля. Под «водой» на Луне подразумевались частицы гидроксила OH, содержащиеся в минералах, или замерзшие структуры, содержащие водород. Успешные относительно поиска воды результаты были получены с помощью ряда лунных аппаратов, например американского LRO или индийского «Чандраяна». В одной из последних работ ученые провели повторный анализ образцов лунного грунта, доставленного на Землю в ходе миссий «Аполлон».

На основе полученных результатов они высказали гипотезу, что в недрах Луны существуют запасы воды в форме минералов.

«Гидроксил — это частица, химически родственная молекуле воды. Если вы нагреете апатит, то гидроксил-ионы «разложатся» и появятся в свободном состоянии в виде воды», — говорил тогда один из авторов работы профессор Джордж Россман, слова которого приводило РИА «Новости». «Новое исследование показывает, что воды на Луне больше, чем было принято считать до сих пор. Однако ее, скорее всего, на порядок меньше, чем на Земле», — вторит Росману его соавтор по статье профессор Джон Эйлер.

Эта работа была опубликована в журнале Nature. В новом номере журнала Science вышла статья, в которой ученые во главе с Закари Шарпом из Университета Нью-Мехико (США) опровергают гипотезу своих коллег и делают вывод, что воды на Луне слишком мало.

Такой химический элемент, как хлор, является гидрофильным, поэтому его можно использовать как хороший показатель содержания водорода.

Перед анализом все тех же проб грунта, привезенного «Аполлонами», исследователи предположили, что, если бы лунные породы изначально содержали водород, тогда соотношение изотопов хлора было бы близким к земному. Это достаточно логично, так как (по наиболее распространенной в научной среде теории) Луна образовалась в результате столкновения Земли с небольшой планетой на ранней стадии развития Солнечной системы (чуть больше 4 миллиардов лет назад), имеющей размеры современного Марса. Это столкновение привело к выбросу огромного количества энергии, испарению этой планеты и части Земли и выбросу в околоземное космическое пространство большого количества вещества, которое со временем сгруппировалось в небесное тело и стало спутником Земли.<3>

Но в своей работе Шарп и коллеги определили, что соотношение изотопов хлора в лунных вулканических породах в 25 раз больше, чем аналогичный параметр на Земле.

«Это показалось нам невероятным — мы даже заново повторили все наши анализы, чтобы убедиться, что не допустил никакой ошибки», — рассказал Шарп в интервью BBC.

Так как хлор находится на Луне в большом количестве, значит, он не вступал в контакт с веществами, которые были бы близки по составу к воде, потому что их просто никогда не было на Луне.

«Единственное объяснение этому, которое приходит нам на ум, — это полное отсутствие воды на Луне», — заявил Шарп.

Что же касается других расчетов, которые говорят о наличии большого количества водорода (стало быть, и воды) на Луне, то ученые объясняют это нетипичными для земного спутниками магматическими процессами, которые привели к возникновению ряда крайне нестабильных веществ. Какая-то часть воды могла попасть на Луну в результате падения комет на ее поверхность.

Таким образом, полагают ученые, на Луне слишком мало воды, которую можно было бы использовать в будущих космических миссиях или для строительства лунной базы.